Мастер-класс для родителей "Все мы люди одной страны"
классный час (старшая, подготовительная группа)
Формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей, их традициям - ценности, необходимые для свободного развития личности подрастающего поколения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса с родителями «Все мы люди одной страны»
Цель: Формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей и их традициям.
Логика изложения:
Здравствуйте! Здоровеньки булы! Салам! Шумбрат! Исэнмесез! Добры дзень! Как поэтично звучат слова приветствия на языках разных народов! Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому надо стремиться формировать у детей нравственные ценности, которые будут важными показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Что же означает слово «толерантность», например, в испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; английском – готовность быть терпимым, снисходительным; китайском – принимать, быть по отношению к другим великодушным; арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Уважаемые родители, как вы думаете, какие идеи по вашему мнению можно отнести к толерантности?
- Относиться к окружающим с уважением.
- Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.
- Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.
- Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).
- Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
- Да, вы правы, в нашем городе Новокуйбышевске живут люди разных национальностей и среди них нет вражды: татарин дружит с мордвином, русский приглашает в гости чуваша, люди заключают браки и рождаются многонациональные семьи. Герб нашего сравнительно молодого города тоже олицетворение изначальной дружбы жителей разных национальностей. Что вы знаете об этом? А есть ли среди нас многонациональные семьи? А какие традиции существуют в вашей семье? Расскажите о своих традициях. У каждого народа существует много разных интересных народных игр.
Круговой (Мячень кунсема. Топса налхсема) Мордовская
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) башкирские
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
Жмурки (Кузбайлау уены) татарские
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза» - и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
Рыбки (Пула) чувашская
На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.
Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.
Ястребы и ласточки (Жапалактар жже карлыгаш) казахская
В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ястребы, во втором - ласточки. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит между игроками и говорит слова отрывно: лас - пауза - точка, или яс..., а окончание слова не произносит. Тогда группа, чье название произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.
Правила игры. Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
Родители рассказывают о национальных играх, которые знакомы им.
Белый лютый - серый лютый (Ак каскыр - байланган каскыр) Казахстан
В игре участвуют две команды - это волшебные храбрые волки. Каждая команда имеет свое логово и клетку. Логово - это круг, рассчитанный на то, чтобы все играющие каждой команды поместились в нем свободно. Клетка - это тоже круг, начерченный рядом с логовом, предназначенный для вероятных пленников. В центре площадки прочерчена лилия - это граница между логовами, находящаяся на равном расстоянии от каждого из них. Команда, получившая по жребию право начать игру, поет:
Белый лютый, серый лютый, кого вы у нас хотите разозлить? Имя назовите!
Другая команда отвечает:
Нужен нам самый храбрый, храбрый, тот, кто врагов в бою победил, тот, кто в походы ходил, тот, кто в стременах вставал, злому волшебнику рога отрубал. Белый лютый при белой луне, серый лютый при бледной луне. До орды добежит, к нам от вас самый смелый (имя выбранного) прибежит.
Тот, на кого выпал выбор соперников, выбегает из своего логова под восторженные возгласы своих товарищей. В это время та команда, которая приглашает волка, становится в шеренгу, держа перед собой раскрытые ладони. Храбрый волк бежит вдоль строя и, выбрав того, кого он считает слабее себя, т. е. уверен, что он не сможет догнать самого волка, ударяет ладонью в ладонь и бежит в сторону своей команды. Игрок, задетый храбрым волком, бежит за ним, стараясь поймать его (коснуться рукой), пока волк не достигнет границы. Если он это сделает, то возвращается в свою команду, ведя за собой храброго волка в качестве пленника. Если же храбрый волк уйдет от преследования и добежит до своего логова, то тот, кого он задел, окажется пленником.
Правила игры. Касаться рукой волка, перешедшего границу, нельзя.
Предлагаю поиграть в русскую игру «Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Стой подоле, гляди на поле, едут там трубачи да едят калачи. Погляди на небо: звезды горят, журавли кричат: гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Музыкальная шкатулка. Звучит мелодичная музыка.
Приглашаю в музыкальную гостиную. Перед вами отдельные детали различных музыкальных инструментов, необходимо собрать инструмент и назвать, к какой национальности он относится.
Игра «Почини национальный музыкальный инструмент»
Уважаемые гости, я предлагаю вам интеллектуальную игру «Богатырская наша сила». Суть в том, что вам нужно отгадать, какой лишний элемент присутствует в национальном костюме. В каждом национальном костюме присутствует элемент узора, который символизирует знак здоровья, защиты.
Слайд с орнаментами костюмов разных народностей
Приглашаю вас в «Творческую мастерскую», где вы проявите свои умения в составлении узора для оберега. Каждый из присутствующих может выбрать наиболее понравившийся национальный орнамент. Изготовление оберега. Оберег использовали люди издавна для того, чтобы уберечь себя и свою семью от врагов, дурного сглаза, от стихийных бедствий и многого другого. Ваши обереги, изготовленные собственными руками, защитят и вас.
Слайд с людьми разных национальностей в хороводе
Издавна люди водили хороводы. Брались за руки, вставали в круг, пели народные песни и чувствовали себя очень защищёнными в окружении близких людей. И абсолютно неважно было, кто рядом стоит: русский или чуваши, татарин или мордвин, казах или башкир. Главное, что они рядом, плечом к плечу, дружны и едины. Предлагаю вам взяться за руки и встать в дружный многонациональный хоровод. Танец. В конце нашей встречи я хочу, чтобы вы попрощались на языках дружественных народов. Вандыс! – мордовский. Сау бул! Исэн бул! – татарский. До побачення! – украинский. Кош бол! – казахский. Хау булыгыз! – башкирский. До свидания, дорогие гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы - мастер класс "Совершенствование звуковой культуры речи как одного из средств развития здорового ребенка"
Совершенствование ЗКР как одного из средств развития здорового ребёнка...

Мастер – класс с родителями. «Хор рук» как одна из технологий социального партнерства в работе с родителями.
Театр рук в данный момент становится очень популярным видом искусства. Технику создания волшебных образов при помощи рук, можно освоить на мастер-классах, а со временем овладеть искусством создания ди...

Конспект мастер-класса для педагогов «Творческая мастерская», как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьёй»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16078527","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","style":"width: 200px; height: 133px;","width":"480"}}]]"Творческая мастер...
Мастер-класс Дед Мороз и Снегурочка по одной выкройке (оригами)
Новогодняя поделка в технике оригами для детей подготовительной группы детского сада....
Мастер-класс по рисованию «На чем люди ездят» подготовительная группа
Мастер-класс по рисованию «На чем люди ездят» подготовительная группа...

Сценарий мастер-класса для родителей "Солнышко для всех одно"
Сценарий мастер-класса для родителей детей 6-го года жизни "Солнышко для всех одно" направлен на взаимодействие с родителями по вопросам формирования основ толерантной культуры у старших дош...
Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»
Поделиться опытом работы с педагогами по использыванию квест - технологии в работе с детьми....