Сценарий мастер-класса для родителей "Солнышко для всех одно"
материал (подготовительная группа)

Рустамова Малвина Жамалдиновна

Сценарий мастер-класса для родителей детей 6-го года жизни "Солнышко для всех одно" направлен на взаимодействие с родителями по вопросам формирования основ толерантной культуры у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_dlya_roditeley.docx145.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

для родителей (законных представителей)

группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет № 10

(по реализации дополнительной общеобразовательной

программы «Солнышко для всех одно»)

 «Солнышко для всех одно»

Цель. Познакомить родителей (законных представителей) с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой по формированию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Солнышко для всех одно».  

Задачи.

  • Посредствам мастер-класса расширить знания родителей (законных представителей) о понятие толерантность, о воспитании в духе толерантности, толерантном подходе к игровой деятельности ребенка, о разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
  • Способствовать формированию положительного имиджа группы и ДОУ.
  • Создать условия для формирования доброжелательного микроклимата среди родительского коллектива группы.

Ход собрания.

Включение в тему.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.) Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, вы пришли на эту встречу. И на сегодняшнем собрании предлагаем обсудить важную нравственную тему, а какую вы поймете, выполнив такое задание.

Игра «Оживи человечков»

Все получают шаблоны человечка, на основе этого родители рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Вопросы к родителям: 

Воспитатель (Мирошникова Л.В.) Что общего у человечков?

Родители. Руки, ноги, голова, туловище и т.д.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.) Чем они отличаются?

Родители. Цветом глаз, волос, ростом, пол и т.д.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.) Вывод: каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы внешне схожи, очень сильно отличаются по характеру. У каждого свои интересы, принципы, желания, идеи. Каждый имеет что-то свое неповторимое. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Существует красивое слово -толерантность. Как вы его понимаете?

Родители. Способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять, терпимость к другому мнению, широта взглядов и др.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.) Вывод: толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми мирным бесконфликтным путем. Сегодня толерантность и как воспитать толерантного человека станет предметом нашего обсуждения. Необходимость ее решения продиктовано тем, что толерантность человека, является фактором социализации и в значительной мере определяет успе шность жизненного пути человека. Как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантны. Увы, пока это только мечты. Но в наших силах воспитать детей в духе толерантности, в духе уважения к другим. Для этого необходимо у них формировать систему ценностей в основе которой лежат такие общие понятия как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание и т.д. Основой толерантности является признание права на отличие, она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважение к другой точке зрения. По сути дела толерантность это умение держать под контролем негативные и агрессивные реакции.

Знакомство родителей с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Солнышко для всех одно».

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). В связи с вышесказанным мы, педагоги, осознаем важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка, что стало стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Солнышко для всех одно».  

Далее демонстрируется родителям презентация с фото и видеоматериалами о реализации данной программы (Прилагается).

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). Из педагогики мы с вами знаем, что упражнять дошкольников лучше в игре, т.к. игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому мы предлагаем вам поиграть в игры, способствующие формированию толерантной культуры у дошкольников.

Игра на развитие интереса к партнеру «Домино». 

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю читать книги». Участник, который тоже носит очки или тоже любит читать книги подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю читать книги, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять и т. д.

Вопросы для обсуждения:

  • что нового узнали друг о друге;
  • что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
  • что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

Игра развивающая умение входить в контакт, вести диалог «Комплименты».

Ведущий передает цветок одному человеку и говорит ему комплимент. Потом этот человек передает цветок другому и тоже говорит комплимент. Комплименты должны услышать все члены группы.

Упражнение, формирующее толерантные чувства по отношению к людям с ОВЗ, инвалидам «Поставь себя на место другого».

Родители вырезают заготовки сначала левой рукой, затем правой. Это упражнение дает им возможность опытным путем прийти к выводу о том, какие трудности испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья.

Решение педагогических ситуаций.

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). А сейчас мы предлагаем вам разбиться на равные подгруппы (количество подгрупп и в них участников может быть разным) и присесть за столы.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.). Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам легко и быстро разрешить все конфликты. Перед каждой подгруппой лежат конверты с карточками, на которой написана проблемная ситуация. Необходимо, если это возможно, прийти к какому-то единому решению.

Ситуация №1

«Конфликт опасен, если он неразрешим»

Мама:

- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей.

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). А сейчас послушайте разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама:

- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). Вывод: когда на человека, в данном случае на ребенка «сваливается» сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается «затор из проблем», ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца. Причина конфликта это- поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести «сокращение числа претензий в один раз». Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания. 

Ситуация № 2.

«Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка»

Паша (с радостью):

- Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе):

- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает):

- Ну, пожалуйста.

Папа (отталкивает Пашу):

- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Воспитатель (Мирошникова Л.В.). Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?

Ответы родителей.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.)  Объяснение с позиции толерантности: Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

Подведение итогов. Творческое задание «Солнышко толерантности».

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). Чтобы подвести итог нашей сегодняшней встречи, я предлагаю собрать для нашего солнышка лучики толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (Родители пишут на лучиках слова и собирают солнышко).

Воспитатель (Рустамова М.Ж.). Подводя итог, хотелось бы сказать, что детский коллектив – это маленькая семья. И мы стремимся, чтобы в этой семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Воспитатель (Мирошникова Л.В.)  На память о сегодняшней встрече мы подготовили для вас памятки.

Памятка 

Правила толерантного общения

1. Уважай собеседника

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично

4. Ищи лучшие аргументы

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого

6. Стремись учитывать интересы других

Диета для тех, кто хочет стать толерантным

Понедельник – Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник – Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда - Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что дело идет от тебя.

Четверг - Не проявляй такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница - Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим, спокойным голосом.

Суббота - Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье - Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

Раздача памяток.

Решение собрания:

1. Вести преемственность родителей с ДОУ по вопросам толерантного воспитания своих детей в семье.

2. Корректировать неправильное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Музыкально-ритмические движения во всех группах детского сада.

Классификация движений, построений по одному и парами в каждой возрастной группе....

Мастер – класс с родителями. «Хор рук» как одна из технологий социального партнерства в работе с родителями.

Театр рук в данный момент становится очень популярным видом искусства. Технику создания волшебных образов при помощи рук, можно освоить на мастер-классах, а со временем овладеть искусством создания ди...

Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»

организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов  детей....

Конспект мастер-класса для педагогов «Творческая мастерская», как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьёй»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16078527","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","style":"width: 200px; height: 133px;","width":"480"}}]]"Творческая мастер...

Мастер-класс Дед Мороз и Снегурочка по одной выкройке (оригами)

Новогодняя поделка в технике оригами для детей подготовительной группы детского сада....

Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»

Поделиться опытом работы с педагогами по использыванию квест - технологии в работе с детьми....