Семинар для родителей «Готовим вместе успешных выпускников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект семинара для родителей с целью создания условий для привлечения внимания родителей к проблеме подготовки дошкольников к школе и повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей «Готовим вместе успешных выпускников»
Цель родительского собрания: Создание условий для привлечения внимания родителей к проблеме подготовки дошкольников к школе и повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Задачи:
Расширить представления родителям о различных составляющих подготовки к школе, определить, что входит в понятие «психологическая готовность к обучению в школе». Вовлечь родителей в процесс анализа возможных будущих трудностей их детей. Показать родителям возможности игры для развития интеллектуальной и коммуникативной готовности ребенка к школе; создать условия для оценивания готовности будущего первоклассника к школе. Создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки в процессе обсуждения вопросов подготовки детей к школе. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребёнка к школе. Для детей: Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации.
Сценарный план
Ведущий: Пройдет совсем немного времени, и настанет важный момент в жизни вашего ребенка, который называют «первый раз – в первый класс».
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой). Но зато, вспомните, как невозможно потом их вытащить из той самой воды.
Примерно также войдут в школьную жизнь ваши дети. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями
Каждый ребенок идет в класс с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, а учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависит от того, насколько он психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.
ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ – И В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО.
Ведущий раздает родителям листы А4 и зачитывает инструкцию: «У каждого из вас – по листу бумаги. Все они одинаковые. Возьмите листок в руки и закройте глаза. Теперь следуйте инструкции: сложите листок пополам, затем еще раз пополам. Теперь оторвите правый верхний угол, а затем левый нижний угол. Откройте глаза и разверните листок. Положите его на колени так, чтобы всем было видно, что у вас получилось. Как мы видим, все листочки получились хоть немного, но разные, а у кого-то разница велика. Хотя у всех были одинаковые листочки и одинаковые инструкции, вы получили результаты, которые отличаются друг от друга. Это типичный случай в коммуникации между людьми – мы воспринимаем одну и ту же информацию по-разному, и каждый из нас выполняет просьбу через призму собственного опыта и умений». – точно так же и в учебно-воспитательном процессе! Услышав от педагога одно и то же, результат у детей получается разным. Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда правило: - Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учёбе, но и в поступках.
Мы предлагаем вам еще одно упражнение, где вы определите основные показатели готовности ребенка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребенке, то что ему помогает хорошо учиться в школе.
На доске написаны различные показатели. На первую строчку необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным при подготовке ребенка к школе. На вторую выкладывайте 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью три.
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Физическое здоровье ребёнка
- Знание английского алфавита
- Развитый интеллект ребёнка
- Ответственность, выносливость и работоспособность
- Аккуратность и дисциплинированность
- Умение скачивать игры на телефон
- Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно
- Развитие музыкального слуха
- Умение считать, читать, писать
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Умение логически мыслить
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи и памяти
- Умение печатать на клавиатуре
- Умение правильно держать карандаш
Каждый по-своему прав, но специалисты выделяют несколько аспектов школьной готовности:
- педагогическая готовность;
- психологическая готовность;
- физическая готовность.
Мы сегодня подробнее остановимся на психологической готовности к обучению в школе, которая включает в себя:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• волевую готовность;
Мотивационная готовность к школе
Мотивационная готовность – это наличие у ребёнка желания учиться. Большинство из вас почти сразу ответят, что их дети хотят в школу. Однако, это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Дети могут хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что к школе он получит новый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе всё новое.
Вы можете так же предложить ребёнку поиграть в школу. Обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учёбой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, играть будут в поход в столовую, перемены, рисование мелом на доске.
Поэтому рекомендуется сформировать верное представление о школе, положительное отношение к процессу учения.
Положительный настрой. Ринг
А сейчас я предлагаю каждому прочитать фразу взрослого или вопрос, которые довольно часто используются, и определить, положительно или отрицательно это повлияет на настрой, самооценку ребенка. На обратной стороне запишите фразу, которую следует говорить.
- «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!»
(Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
«Не волнуйся, у тебя в школе все получится, там есть к кому обратиться за помощью…»
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!»
(крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
«Ты у нас самый лучший, чтобы не случилось мы тебя все равно будем любить».
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!»
(родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
«Не переживай, если ты что-то не понял или у тебя что- не получается, учитель всегда придёт на помощь, не стесняйся его об этом попросить».
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»
(Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
"Пусть всё сегодня у тебя будет хорошо".
- «Это тебе не детский сад».
(Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.)
«Ты уже повзрослел, а в детский сад пришли другие ребята-малышки».
Наша с вами задача, не вселять в ребёнка страхи, а развивать у него уверенность в себе, учить правильно, реагировать на неудачи. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. И это должно исходить и со стороны педагогов, и со стороны родителей.
Эмоционально-волевая готовность.
Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Для успешной учёбы ребёнок должен уметь включать волю – ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять задание по зрительному образцу.
Необходимо воспитывать у детей такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранные на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
«Послушайте следующую ситуацию». «Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Что послужило причиной неуспехов в школе?
(Ответ: Несмотря на то, что Сережа был развитым мальчиком. У него недостаточно развита волевая готовность к школе, он не может длительное время выполнять какую - либо работу, поэтому нарушает дисциплину.)
Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности необходимо использовать задания, тренирующие произвольность деятельности, хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Шифровки, где ребёнку надо подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.
Графический диктант (с родителями под диктовку).
Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.
Интеллектуальная готовность подразумевает определённый уровень развития мыслительных процессов. Примеры игр: четвёртый лишний, что у меня в кармане – умение задавать вопросы и описывать предмет.
Для того, чтобы понять, готов ли ваш ребенок к обучению в школе, мы предлагаем вам заполнить анкету «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?».
Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Анкета «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?»
1 Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2 Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3 Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собрать конструктор?
4 Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5 Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6 Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7 Умеет ли он изменять существительные по числам (ед.ч., мн.ч.)?
8 Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9 Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10 Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11 Верно ли, что Ваш ребенок имеет «твердую руку»?
12 Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13 Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15 Знает ли Ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним ловом «овощи» помидоры, лук, морковь?
17 Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18 Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Посчитайте сколько у вас галочек.
15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Физическая готовность
Для успешного обучения в школе ребенку необходима физическая готовность ребенка. Это:
- хорошее состояние здоровья;
- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);
- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;
- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям; - хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).
По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Что влияет на такое состояние - увеличение нагрузки, новый режим дня, умственное и эмоциональное напряжение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.
Нашу встречу я хочу закончить словами Л. Венгера: «Быть готовым к школе уже сегодня — не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровой семинар для родителей "Готовы ли мы к школе"
Практический семинар, помогающий родителям лучше понять своего ребенка, повышающий уровень педагогической компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....

Семинар для родителей «Готовим детей к школе» подготовила: воспитатель Часовских И.В., Бобко О.В.
еминар для родителей "Готовим детей к школе" подготовительная группа...

Методическое пособие для родителей «ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Процесс приготовления пищи является одним из самых эмоционально насыщенных. Одни люди любят готовить и черпают из этого вдохновение. Другие, наоборот, делают это с неохотой и только ради необходимости...