игровой семинар для родителей "Готовы ли мы к школе"
классный час (подготовительная группа)

Практический семинар, помогающий родителям лучше понять своего ребенка, повышающий уровень педагогической компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой семинар для родителей

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности                             «Красная Шапочка»

«Готовы ли мы к школе?

Цели:

1.Помочь родителям лучше понять своего ребенка.                                                         2. Формировать уверенность в своих силах и возможностях ребенка.                                   3. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Оборудование: колокольчик, сигнальные фонарики, тантамарески.                 Памятки «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу».                     Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Ход семинара:

1. Упражнение «Знаем ли мы друг друга».

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Вами знакомы уже не первый год, и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли мы запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по звонку колокольчика, командам нужно как можно быстрее построиться:

•        в алфавитном порядке по первой букве имени;                                                           •        по росту;                                                                                                                           •        по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот.

2. Упражнение «К школе готов».

Первого сентября 2020 года ваши дети переступят школьный порог. Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик.

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.

Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.

Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.

Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней.

Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.

В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.

Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени». Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу. Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки (родителям вручаются памятки)

Единственное, чем должны своевременно обеспокоиться родители – это устранением у детей дефектов речи.

4. Логопедические игры.

Игра со звуками.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий сигнальный фонарик, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите сигнальный фонарик зеленого цвета: СЫТЫЙ – СИНИЙ, ПОЛОСА – ГОЛОСА, САША – СЕНЯ, БУСЫ – БУСИКИ, ГУСЯТА – ПОРОСЯТА, ТРОСС – ТРОСТЬ.

Игра со словами.

А теперь с нами захотели поиграть слова, я буду показывать вам картинки (по одной), вы называете слово и определяете, сколько в слове слогов и выкладываете слоговую схему слова.

5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.

Результаты тестирования:

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

6. Игровое упражнение «Инструкция».

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.

А). Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

Б). Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это.

Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.

После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

7. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка» (письменные ответы).

Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.

• В школе мой ребенок будет…                                                                                             • Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…                                                     • Когда моего ребенка укоряют, я…                                                                                     • Когда ребенок пойдет в первый класс…                                                                               • Когда он получит пятерку, я…                                                                                           • Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

8. А сейчас будущие первоклассники порадуют вас своими успехами  в развитии творческих способностей и речевом развитии. Дети покажут вам театр тантамаресок «Как звери елку наряжали».

Театрализованное представление с использованием масок –тантамаресок с изображением диких и домашних животных.

Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?"

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”        

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты  (1 балл), если не согласны, оставьте клетку пустой.

1/

4/

7/

10/

13/

2/

5/

8/

11/

14/

3/

6/

9/

12/

15/

Памятка

«Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ)

14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

15. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

18. Хорошо владеть ножницами (резать, вырезать по контуру предмет.)

19. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

20. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Памятка                                                «Советы родителям                       будущих первоклассников».

1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.

7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой семинар "Путешествие в страну Сенсорию"

Форма проведения: Игровой семинар-практикум. Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомить родителей с особенностями сенсо...

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»...

Семинар для родителей детей подготовительной к школе группы "Психологическая готовность ребенка к школе"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...