Консультация для родителей «Развитие связной речи через составление рассказов по серии сюжетных картин»
консультация (старшая группа)

Павлюк Елена Викторовна

После пяти лет начинается самый интересный этап в развитии речи вашего ребенка - это бурное развитие связной речи. Что такое «связная речь»? Это умение ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Но из опыта видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием. Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серий картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие связной речи через составление рассказов по серии сюжетных картин»

После пяти лет начинается самый интересный этап в развитии речи вашего ребенка - это бурное развитие связной речи. Что такое «связная речь»? Это умение ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Но из опыта видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.

Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676540250_gas-kvas-com-p-chitaem-detskie-risunki-semya-6.jpg

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серий картинок.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно, два предложения и вместе они соединяются в связный рассказ.

       Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку.

Какие должны быть картинки?

Подбирая серию сюжетных картинок для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связана с окружающей действительностью. Картинки должны быть красочными, интересными и привлекательными для ребенка, вызывающей; сам сюжет картины должен быть понятен ребенку данного возраста; на картинках не должно быть большое число действующих лиц; они не должны быть перегружены различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Занятия с детьми по серии картинок потребует   внимания и регулярности.  Серии картинок для домашнего использования могут быть ориентированы на разную тематику и разного уровня сложности. (Приложение 1, Приложение 2)

В результате серии таких занятий дети начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи. Картинки раскладываются слева направо или сверху вниз, по желанию ребёнка.

Памятка для родителей «Составление рассказа по серии картинок с ребёнком».

1. Создайте эмоциональный настрой, заинтересуйте ребёнка этим видом совместного занятия.

2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинки.

3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинок.

4. Порассуждайте с ребенком: выделите все живые и неживые объекты, их признаки и действия.

Например:

Серия сюжетных картинок «Нашли ежа».

(Приложение 3 «Нашли ежа»)

Дети пришли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили ежа молоком.  Т. Б. Филичева, Г. А. Каше

Рассказывание по картинкам «Нашли ежа».

Открываем 1 картинку:

- Кто изображен?

- Куда пришли дети? (дети пришли в лес)

 - Кого нашли дети? - Какого ежа? (маленького, серого, колючего)

- Где нашли ежа? (под кустом)

 - Какое время года нарисовано? (поздняя весна, лето)

 - Почему ты так думаешь?

 - Как думаешь, что было дальше?

Открываем 2 картинку:

-Куда идут дети?

-Кто у них в руках?

 -Куда положим ежа? (в кепку)

 - Почему они положили в кепку, а не понесли в руках? (еж колючий)

Открываем 3 картинку:

- Куда принесли ежа дети?

- Чем кормят дети ежа? (молоком)

- Что любит еж? (мышей, змей, лягушек, червяков)

 -Как вы думаете, ежу понравилось в гостях?

Подводим ребенка к выводу: Еж должен жить на свободе.

         

Далее перемешать картинки, предложить разложить их так, чтобы получился рассказ. Рассказать рассказ самостоятельно.

         Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их. Повторите рассказ с учетом недочетов через некоторое время.

https://img.razrisyika.ru/kart/134/1200/533747-umnye-dlya-detey-18.jpg

Думаю, вы не пожалеете о потраченном времени. Дети - самое ценное, что у нас есть. Дадим им шанс вырасти развитыми, умными, знающими людьми!

                                                            Учитель – логопед: Павлюк Е.В.



Предварительный просмотр:

Приложение 1



Предварительный просмотр:

Приложение 2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи: составление рассказа по серии сюжетных картин "Утёнок и цыплёнок"

С помощью сюжетных картин у ребёнка вырабатывается  понимание различных сюжетов, изображенных на картинках, отображающих знакомые детям явления и события; формируется умение отвечать на вопросы, ...

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...