Развитие творческих способностей детей через ознакомление с искусством оригами
консультация (старшая группа)

Скворцова Любовь Михайловна

Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
 И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей через ознакомление с искусством оригами»

 

Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                                     Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                     Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                      И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.

Стратегия развития дошкольного воспитания на современном этапе направлена на выполнение положений Федерального образовании в РФ», концептуальных основ ФГОС ДО, основу которых составляет обеспечение надлежащего развития, воспитанности, познания, самостоятельности, развития творческих способностей ребенка первых семи лет жизни.

Ребенок с творческими способностями  активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В.А. Сухомлинский.  

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова,В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество-это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.

Одним из видов художественно-творческой деятельности является

конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

Оригами (перевод с япон. – «сложенная бумага») – это японское искусство складывания бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков.

Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

 Развивает творческие способности, творческое воображение;

 Развивает пространственное воображение, память, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

 Знакомит с основными геометрическими понятиями;

 Улучшает способность следовать устным инструкциям;

 Расширяет коммуникативные способности.

Кроме развивающих задач, оригами помогает решить и воспитательные

задачи, такие как:

 Воспитывает интерес к созданию образов через поделки в технике оригами;

 Воспитывает личность ребенка, как активного, с эстетическим отношением к действительности человека;

 Воспитывает самостоятельность, терпение, аккуратность при выполнении работы.

Художественное творчество дошкольников проявляется не только в разных видах детской деятельности, но и большой потенциал для раскрытия детского творчества оказывается в художественном труде. Художественный труд играет важную роль в учебно-воспитательном процессе дошкольных учебных заведений, и традиционно относится к творчески-продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок создает из различных видов материалов полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

При складывании фигурки дошкольник осваивает на практике и познает окружающий его мир. С готовыми фигурками ребенок моделирует возникающие в его воображении игровые ситуации. Замещая одни предметы другими, дошкольник находит каждый раз сходство предметов по обобщенным признакам, осваивая реальные действия, выстраивая игровую ситуацию. Фигурки оригами с настоящими предметами имеют лишь приблизительное сходство. Для оригами важно увидеть самое характерное, индивидуальность, сущность предмета. Вследствие этого оригами является немаловажным фактором, стимулирующих творческое воображение.

В оригами огромный диапазон уровней сложности: в начале с детьми можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса. В оригами есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями {угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.

     Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает: сделать рывок в развитии речи; улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать; предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников; развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявить творческие способности.

Е.А. Янушко, рассматривая роль создания поделок из бумаги в развитии детей, отмечает, что такие занятия являются одновременно и занятиями по речевому развитию.

В процессе выполнения поделки и обыгрывания ее сюжета воспитателем ведется с детьми непрерывный разговор, взрослый происходящее на занятии эмоционально комментирует. Речевую активность повышает игровая организация детской деятельности. Автор подчеркивает, что это способствует расширению пассивного и активного словаря, стимулирует развитие у детей коммуникативной функции речи.

Оригами способствует ознакомлению ребенка с окружающим миром. Для этого воспитатели подбирают сюжеты, которые близки опыту детей. Это помогает систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире, а также расширить их, применить варианты обобщения.

Занятия бумажным творчеством дают детям знания о величине, форме, цвете,

количестве предметов и их расположении в пространстве, а также знания о

человеке и природе.

Оригами способствуют не только развитию фантазии, воображения и творчества детей, но и их социальному развитию. Можно, например, предложить детям создать под руководством взрослых общую большую композицию. Это позволит детям приобрести значимые социальные навыки: дошкольники учатся действовать совместно, дожидаться своей очереди в работе, радоваться общему положительному результату.

У детей развиваются важные черты личности: умение договариваться, общаться и т.п. Личностному развитию детей способствует внимательное уважительное отношение к дальнейшей судьбе поделок. Можно работы каждого ребенка выставлять на специальный стеллаж. А красивые поделки станут подарком друзьям и близким.

Важно периодически организовывать выставки работ детей. Детям необходимы постоянное внимание, похвала и одобрение значимого взрослого. Ожидание подобного внимания является одним из наиболее сильных мотивов, активизирующих детей к новой деятельности достижению положительного результата. Следует хвалить детей, такое отношение позволит им в будущем чувствовать себя уверенными в себе компетентными людьми. Можно говорить о том, что творческая работа детей является одним из факторов гармонического развития личности, способствует эстетическому воспитанию и развитию творческий инициативы, помогает формированию трудовых умений и положительно сказывается на поведении детей, содействуя проявлению волевых черт характера.

В оригами, имея дело с четкими, чаще всего с геометрическими формами, дети легко овладевают геометрическими эталонами, а потом учатся видеть в предметах мира их абстрактную геометрическую основу, лучше осознают структуру сложных форм, правильнее анализируют их и синтезируют части в единое целое при воспроизведении соответствующих предметов в поделке. Познавая геометрические формы, дети упражняются в математическом их осмыслении, используя счет в нахождения однородных признаков (сторон, углов), учатся правильно определять названия еще неизвестных форм. Занятие оригами способствуют развитию у детей пространственных величинных представлений и ориентировки на плоскости листе бумаги.

По своей природе ребенок очень деятельный. Он играет, стремится участвовать в работе, заниматься конструированием, художественной деятельностью и тому подобное.

Интерес ребенка вызывает все конкретное, видимое. Он стремится все увидеть, все обследовать, попробовать самостоятельно что-то сделать. Ребенка захватывают вещи, окружающие его, он собирает кусочки бумаги, картона, лоскутки ткани, листья и тому подобное. Ребенок стремится работать с различными материалами и предметами, исследовать и изучать их.

Бумажное творчество в технике оригами доступно и любимо детьми, работа с листом бумаги создает большие возможности для творчества детей. Создание поделок в технике оригами развивает у детей творческие способности, развивают у дошкольников творческое воображение, способность в бумаге увидеть необычные образы. Кроме того, такая работа воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства.

Дети легко воспринимают оригами, хотя здесь встают перед ними трудности прочтения объемного и перспективного построения изображения. Занятия оригами способствует познавательной деятельности детей, обостряя, прежде всего, их сенсомоторные способности, содействуют эстетическому воспитанию и развитию творческой инициативы, оригами содействует формированию эмоционально-эстетического отношения детей к образу или явлению окружающей действительности, обогащая их эстетические представления об окружающей среды.

Занимаясь оригами, дети проявляют самостоятельность, упорством в преодолении трудностей, настойчивости в овладении более сложными приемами, привыкают доводить начатое дело до конца.

У детей развивается чувство эстетики, цвета, умение работать точно и аккуратно. В своих композициях дети выражают свой внутренний мир, они творят, создавая собственные произведения искусства.

Свободное художественное конструирование не требует особого оборудования. Важно разнообразие материалов (бумага разного цвета и размеров), чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывая что-то новое в своей деятельности.

Активное усвоение детьми знаний, умений и навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение будет насыщенным, содержательным, ярким.

Таким образом, занятия оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.

 

Уважаемые родители! 

Вот несколько правил, которые помогут вам:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

А теперь, давайте вместе сделаем лягушку в технике оригами. После этого можете поиграть с детьми  в игру «Чья лягушка дальше прыгнет».

https://documents.infourok.ru/31771f25-49b7-48f7-a3eb-34f500e6f9cb/0/image001.jpg

 

Желаю Вам творческих успехов!

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

«Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».

Здравствуйте, коллеги.  Мне хотелось бы познакомить вас со своим опытом работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».В настоящ...

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»

Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА  ИКЕБАНЫ»ПРОГР...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...

Самообразование: «Развитие творческих способностей детей через организацию творческой мастерской с бумагой (обрывная, бумагопластика, оригами, квилинги др.)»

Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации. Задачи:1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликацией.2.Сформировать интерес к выполнен...