Консультация для родителей «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально-неблагополучных детей»
консультация

Магомедова Месей Махачевна

В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:
«Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально-
неблагополучных детей»

В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.

В таких условиях активизируется, прежде всего, защитная функция семьи — функция материальной защиты. И эту функцию при росте потребностей современной семье выполнять становится все труднее.

При этом уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей.

Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс, структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

Наблюдения свидетельствуют, что социальная дезадаптация чаще всего берет начало в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальной адаптации «трудного дошкольника», эмоциональных и поведенческих расстройств.

Государство стоит перед необходимостью защищать права современной семьи и права детей. Доктрина национальной безопасности, направленная на защиту прав ребенка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании находит отражение в таких документах, как: «Семейный кодекс» и «Конвенция о правах ребенка», в которых ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр, прав человека. Это ставит вопрос об обязанности государства и общества взять на себя воспитание детей через дошкольные учреждения, социальные центры и приюты, детские дома и интернаты. «Нейтрализация влияния неблагополучной семьи на ребенка», под которым понимается комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических воздействий, направленных, с одной стороны, на предупреждение, преодоление, изменение негативных или «безразличных» отношений в неблагополучной семье к проблемам жизни, образования и воспитания детей дошкольного возраста и, с другой стороны, ориентированных на педагогическое обеспечение позитивной социализации, социальной адаптации детей из таких семей и их личностного развития.

«Неблагополучная семья» - семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного уклада; постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей; где проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям. «Трудный дошкольник» - ребенок с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах; с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс.

Наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержены большинство современных семей, являются не затруднения материального порядка, а проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка. Среди них: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Все это приводит к ослаблению и утрате семьей воспитательной функции и рост потенциала негативного влияния

на личностное развитие старшего дошкольника, стимулирует его деструктивное поведение, деформируя процесс его личностного развития.

В современных условиях возник новый социально-педагогический и психологический феномен - социально и педагогически запущенный ребенок дошкольного возраста - «трудный дошкольник», с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах, с различного рода отклонениями в психическом развитии, с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Задача современной дошкольной педагогики выработать четкое положение о прямой зависимости отклонений в личностном развитии ребенка от условий воспитания в семье или отсутствия таковых и, изучив социально-психологические особенности различных типов неблагополучных семей (мнимо-благополучные, хронически-неблагополучные, временно-неблагополучные и относительнонеблагополучные), выработать стратегию и тактику педагогической работы с нею.

Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей. Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение индивидуально-психологических особенностей трудного ребенка и условий семейного воспитания; постоянный контроль за эмоциональным состоянием и поведением каждого воспитанника и актуализацией им своего социального опыта, демонстрируемого в группе; систематическая работа и методическое обеспечение процесса нейтрализации; создание доброжелательной интеллектуально-эмоциональной, трудовой и бытовой атмосферы в группе; организация совместной продуктивной деятельности и детского сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»

Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....

Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей

Лишь при совместной работе с семьей по – настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье заклад...

Консультация для родителей "Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей. Особенности коррекции неправильного произношения....

Научная статья на тему: «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»

Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундам...

Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей.

Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундам...