Главные вкладки
Консультация для родителей «Роль русской народной песни в нравственном развитии дошкольников»
консультация
Консультация для родителей «Роль русской народной песни в нравственном развитии дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей
«Роль русской народной песни
в нравственном развитии дошкольников»
Музыкальный руководитель:
Демеева Русудан Шотаевна
По единодушному мнению, русских педагогов, музыкальный фольклор является совершенным средством музыкального воспитания детей. Использование его способствует формированию в ребенке таких качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.»
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так, как это «область духовой культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа».
Сила воздействия фольклора заключается в единстве идей и эмоции, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычай и традиции выступают насколько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов. Совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности – важные особенности фольклора. Это естественно: произведения народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.
Современная педагогика широко использует музыкальный фольклор в воспитании детей дошкольного возраста.
К фольклору надо прививать с раннего детства. Именно таким образом родная культура будет частью души ребенка, началом, порождающим личность. Уже младших группах предусмотрено – приобщение детей к народной игрушке, малыши знакомится с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложняется задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, народном искусстве, в передаче игровых действии в сочетании со словом.
Эти пробелы могли, восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми как богат русский язык.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопление веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растении. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное можно заключить, что образовательная цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам развития личностной культуры ребенка.
При отборе фольклорного материала педагоги должны учитывать возрастные возможностей детей. Для детей младшего возраста более доступным являются малые фольклорные формы-потешки, загадки, считалки, короткие сказки.
Очень значима организация творческих заданий с целю применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости к ценности, уважения к труду и таланту мастеров. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественного – эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рада занятия способствует и социальному развитию детей.
Репертуар в области музыкального воспитания в детском саду включает в себя высокие образцы народного творчества. В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Распределяя детский фольклор по возрастам для детей от рождения до 5 – 6 лет, можно намечать две группы. К первой группе относится колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Ко второй группе относятся песни бытующие. Сюда относятся трудовые песни.
Выделяются песни календарно-земледельческого цикла. Природа в них одушевляется. К этому циклу относятся песни-заклинания весны, завивания березки, кумление. Таковы же и хороводные песни, связанные в старину с праздниками и обрядами. К детскому
фольклору относится также непосредственно детское творчество. В чем оно проявляется? Прежде всего, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяет выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят в детском саду, обладает большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. «Каравай», «Горелки», «Кошки–мышки»,
«Кто у нас хороший», «У медведя во бору», «Кот Васька», «На горе-то калина», «Теремок» - образцы игровых песен. «Земелюшка-чернозем» - старая обрядовая песня. Примером хороводных песен могут быть «Во поле береза стояла», «Ходит Ваня».
Тематики игр, песен, хороводов самая разнообразная. Разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с задорной, веселой плясовой мелодией, предлагаются такие из них, как «Яс комариком плясала», «Как у наших у ворот», «Из-под дуба», «Ах, вы сени», «Я на горку шла» и т.д. Спокойным характером отмечены такие мелодии, как «Возле речки», «По улице мостовой», «Прялица», «Коровушка», «Котенька-коток» - эти песни напевные, задушевные. Легкие, подвижные «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Где был Иванушка?».
Достоинством песенного репертуара является образность. Такие песни, как «Ладушки», «Петушок», «Зайчик», уже с младшего возраста становятся горячо любимыми детьми. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. С этой же целью используются детские считалки «Бай-качи-качи», «Чики-чики, чикалочки», «Лиса по лесу ходила», «Две тетери», «Андрей-воробей», «Кукушечка», «Гуси» и т. д. интонационной особенностью этих песен является повторение 2–3 или нескольких звуков в определенной последовательности, что позволяет детям хорошо усваивать определенные мелодические обороты. Нужно отметить также небольшой диапазон песен и преобладающее звучание среднего регистра, включающего в себя примерные звуки детского голоса.
Форма используемых песен преимущественно куплетная, причем если мелодия дается без изменений, то аккомпанемент является вариацией основной мелодии. Форма плясовых мелодий имеет 2- или 3-частную форму. Это позволяет детям хорошо слышать и запоминать части музыки, быстро и правильно ориентироваться в проигранной части и менять движения в связи с этим.
Как видно из перечисленных выше особенностей, народные мелодии привлекают своим содержанием и формой и обладают двумя важнейшими качествами, необходимыми для быстрого и качественного усвоения материала: образностью и доступностью.
Примерно вот как используется русский народный музыкальный фольклор в программе детского сада по видам деятельности:
Группа | Слушание | Пение | Музыкально – ритмические движения |
Младшая | Как у наших у ворот. | Зайчик, Ладушки, Петушок. | Ай, на горе, По улице мостовой, Ходит Ваня. |
Средняя | Ах ты, береза, Я с комариком плясала. | Дождик, дождик пуще. Две тетери. | Гусы, вы гуси. Стуколка. |
Старшая | Бай-качи-качи. Чики-чики, чикалочки. | Ворон, Васька-кот. | |
Подгото- вительная | Патока с имбирем, Лиса по лесу ходила, Во поле береза стояла. | Заинька, Калина, Как на тоненький ледок, Колобок, Карусель, Каравай, Горелки, Теремок, Прялица. |
Помимо названных, широко используются и такие произведении, как «Пойду ль я, выйду ль я», «Полянка», «Из под дуба», «Светит месяц», «Возле речки», «Две тетери», «Ворон», «Скок, скок», «Тень-тень», и т. д.
Русские народные песни и плясовые мелодии можно найти почти во всех музыкальных сборниках для детского сада. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей, многообразен. Анализ произведений показывает, какие конкретные средства музыкальной выразительности оказывают наиболее сильное влияние на процесс воспитания. Несомненно, также, что текст имеет большое значения для создания яркого запоминающегося образа. Все это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.
Причастности детей к наследию прошлого, соприкосновения с ним, это приобретение ребенком культурной ценностей. Это способствует развитию его духовности, личности. Которое проявляется себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиции, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1098458-1547056291.jpg)
Русские народные игры в развитии дошкольников
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-1036795-1553699797.jpg)
Консультация для родителей: «Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии дошкольников»
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющихактивизировать межполушарное воздействие....
"Роль русской народной песни в воспитании дошкольников" Папка-передвижка
Папка-передвижка...
Консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников»
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о прим...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-1051777-1535433781.jpg)
Консультация для родителей " Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии дошкольников"
Кинезиология – это наука о развитии мозга ребенка через движение. Кинезиологические упражнения представляют собой целую комплексную систему, в которую включены различные напр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/29/picture-1503613-1703830715.jpg)
Консультация для родителей: «Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии дошкольников»
Консультация для родителей:«Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии дошкольников»...
Консультация для родителей «Роль массажного шарика «Су-Джок» в развитии дошкольника».
Консультация для родителей...