"Эти трудные звуки"
консультация
консультация для родителей по автоматизации сонорных звуков дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Эти трудные звуки!»
Уважаемые родители! Игра – основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому использование на занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей.
Игры помогают выработать устойчивое произношение звуков речи на уровне изолированного, слогового произношения, а также автоматизировать звуки в словах и предложениях, развить фонематическое восприятие звуков. Кроме того, проведение занятий в игровой форме параллельно развивают мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и мышление. Автоматизация звуков речи – это очень утомительный процесс, требующий от ребенка большого напряжения, многократного повторения одного и того же материала. Как правило, поставленный звук достаточно длительно произносится неустойчиво.
И приходится вновь и вновь добиваться правильного произношения звука, предлагая ребенку произнести его изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Однообразное повторение быстро надоедает ребенку. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка.
Разнообразные игры помогают сделать процесс автоматизации и дифференциации звуков более увлекательными, эффективными.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые пособия по автоматизации звуков, которые я использую на логопедических занятиях. Данный речевой материал также можно использовать, занимаясь с ребенком дома.
Пособия по автоматизации звуков:
- Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1-4/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 2017.
Данный альбом содержит лексический и иллюстративный материал, предназначенный для автоматизации звуков. Данное пособие могут использовать не только специалисты, но и родители для закрепления в речи уже поставленных звуков. Лексический материал расположен согласно дидактическим и методическим требованиям к логопедической работе и в соответствии с законами русской фонетики. Иллюстративный материал, соответствующий современным представлениям об окружающем мире, способствует привлечению внимания детей и увеличению объема запоминания.
Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для автоматизации звуков, которые можно найти в пособии В.В. Коноваленко: 1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам. 2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинку ( игра «Запомни, повтори»). 3. Деление слов на слоги (игра «Телеграф», «Прошагаем слова»). 4. Выделение ударного слога («Эхо»). 5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов. 6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова. 7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем по картинкам. 8. Образование и употребление различных падежных форм существительных (игра «Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»). 9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа (игра «Один-много»). 10. Прямой и обратный счет с предметами (от 1 до 5; от 1 до 10; игра «Веселый счет»). 11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний (игра «Жадина»). 12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний. 13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений. 14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (игра «Назови ласково», «Большой – маленький»). 15. Образование от существительных относительных прилагательных. 16. Составление предложений по предметным картинкам с помощю вопросов, по образцу, самостоятельно. 17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинккм с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии. 18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
- Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М., 2019 (комплект пособий).
В данном альбоме представлена система упражнений для автоматизации звуков. Материал, предложенный автором, превращает монотонную и однообразную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется фонематический слух, слоговая структура слова, навык чтения, корректируется лексико-грамматический строй языка, формируется навыки звуко-буквенного анализа. Кроме того, развивается мелкая моторика, активизируется память, внимание и мышление. Автоматизация звуков в пособии проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на закрепление звука изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
Некоторые примеры упражнений, представленных в пособии Л.А. Комаровой: 1. Упражнение «Волшебная палочка» (дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени название по образцу. Например, образование существительных И.п. мн.ч.). 2. Упражнение «Эхо» (запомнить и повторить слова на автоматизируемый звук). 3. Упражнение «Мой, моя, мои» (согласование существительных с притяжательными местоимениями»). 4. Упражнение «Четвертый - лишний» (найти в каждом ряду лишнюю картинку, объяснить свой выбор). 5. Упражнение «Доскажи словечко» (взрослый произносит начало предложения, ребенок должен закончить его, выбрав подходящее слово-картинку). 6. Упражнение «Посчитай» (посчитать в прямом и обратном порядке картинки). 7. Упражнение «Угадай» (необходимо подобрать по смыслу картинки, которые подходят к заданному слову-действию). 8. Упражнение «Скажи наоборот» (добавить в каждое предложение противоположное по значению слово). 9. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» (образовать слова-признаки от слов-предметов). 10.Упражнение «Составь предложение» (составить предложения по схеме с опорой на картинку). 11.Упражнение «Сложи картинку» (послушать стихотворение, сложить из счетных палочек картинку по образцу, вспомнить и повторить каждое стихотворение). 12.Упражнение «Загадки» (послушать и отгадать загадки). 13.Упражнение «Пересказ с картинками» (повторить каждое предложение, заменяя картинку словами; пересказать с самого начала, придумать название рассказу). 14.Упражнение «Найди слово» (определить место звука в слове (начало, середина, конец)) и другие упражнения.
Будьте терпеливы и доброжелательны! Тогда результаты занятий с детьми вас обязательно порадуют!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»
Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)
Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию...

Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .
Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....