Буклет - важный инструмент взаимодействия с родителями.
методическая разработка

Ирина Николаевна Мельникова

В нашем современном мире, казалось бы благодаря современным интернет-технологиям, родители умеют и могут найти любую информацию в глобальном интернет-пространстве и возможность проанализировать уровень развития своего ребенка.  Но и есть большинство таких родителей, которые уверены, что их ребенок самый лучший, прекрасно развит, общителен и пр. Но порой у родителей просто нет времени даже задуматься, а так ли это на самом деле… Помнит мама своего сверстника Колю Иванова, который заговорил только к 5 годам, и Сашу Петрова, мальчишку из соседнего подъезда, который к семи годам научился произносить звук [р]. И кажется, что всё в порядке, «всему свое время». Но теперь  мы живем в  мире полном цифровых технологий, с другими требованиями, другим уровнем развития. Появились технологи, вместе с технологиями  и проблемы, и новые профессии.

Профессия логопеда появилась в России в начале 20-го века. В 1913 году в Москве был открыт первый логопедический кабинет, а в 1918 году началось обучение логопедии в Московском педагогическом институте. С тех пор профессия логопеда стала все более востребованной и развивалась параллельно с науками о речи.

 И вот сейчас не возможно представить ни одно дошкольное учреждение без специалиста: учителя-логопеда. Почему? Число воспитанников нуждающихся в коррекции речи, увеличивается с каждым годом. Учитель-логопед - педагог, обладающий специальными знаниями, умениями, навыками  и занимающийся коррекцией, а так же развитием речи. Зная нормы речевого развития, учитель-логопед сразу может увидеть несформированность языковых компонентов, определить уровень несформированности и приемы коррекции. Но когда воспитанник пришел только в первую (вторую) младшую группу, у учителя-логопеда нет возможности коммуницировать со всеми обучающими дошкольного учреждения. Во многих случаях бывает так, что проблемы речевого развития уже существуют в младшем дошкольном возрасте.

Но что же может натолкнуть  современного родителя задуматься о речевом развитии своего чада и обратиться за консультацией к учителю-логопеду образовательной организации? Всевозможная информированность дошкольного образовательного учреждения! Различные методы и приемы взаимодействия с родителями (законными представителями обучающихся) и педагогами образовательной организации, позволяют обратить внимание родителей на возрастные особенности развития детей дошкольного возраста и проанализировать соответствие развития своего ребенка с предполагаемыми нормами. Регулярная спешка родителей не позволяет им остановиться у стенда и ознакомиться со всей предлагаемой важной информацией, на родительских собраниях чаще решаются общие вопросы группы. А вот возможность взять буклет по интересующей теме домой и ознакомиться с предлагаемой информацией, есть всегда у каждого.

Данный вид взаимодействия очень актуален и позволяет охватить огромную аудиторию родителей. Буклеты позволяют родителям более внимательно и в спокойной домашней обстановке  ознакомиться с важной информацией, внимательнее начать  относиться к развитию своего ребенка и, при необходимости, обратиться за помощью и консультацией к специалисту. Ведь воспитание чистой речи у детей, гармоничное развитие личности в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. 

Изготовление буклетов для родителей прекрасная возможность учителю-логопеду заявить о себе, дать возможность родителям понять, что есть такой специалист в дошкольной организации и при возникновении вопросов, есть прекрасная возможность их обсудить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки, язык).

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Причины,  по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастики и упражнениям по развитию речи некоторые дети могут самостоятельно научится говорить чисто и правильно.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

МДОАУ

Детский сад № 11

г. Зея

 

Артикуляционная гимнастика для

развития речи

Учитель-логопед

Мельникова Ирина Николаевна

«Бегемот» Широко открыть рот, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

«Лягушка» («Улыбка») Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение до счёта «пять». Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Чистим верхние и нижние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

«Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком спокойном состоянием до счёта «пять». В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Змея» Рот открыт. Узкий напряженный язычок выдвинуть вперед, затем спрятать. Повторить 10 раз.

«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 3-5 раз.

«Часики» Улыбнуться, открыть рот. Тянуться кончиком языка попеременно то к левому уголку рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

«Качели» Улыбнуться, открыть широко рот. На счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.

«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок.

«Воздушные шарики» Надуть одну щёку - сдуть, затем надуть другую щеку – сдуть. Надувать попеременно 5-7 раз.

 «Футбол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы  под щекой «надувались мячики».

«Месим тесто» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – «та-та-та», пошлепать язык губами – «пя-пя-пя». Повторить 3-4 раза.

«Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и пянуть весь к верху. Стараться, чтобы бока языка были загнуты в виде чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении до счёта «пять». Повторить 3-4 раза.

«Гриб» Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к небу, предложите ребенку медленно пощелкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к небу.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь,   далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче.

Положительный эффект возможен только  в том случае, когда артикуляционные упражнения выполняются ежедневно, а главное – правильно.

Удачи Вам!



Предварительный просмотр:

«Представление о том, что при любом двигательном тренинге … упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Белобока…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими  стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
  5. Развивается память, так как ребенок учится выполнять и удерживать определенное положение рук, а так же запоминать последовательность движений.

МДОАУ

Детский сад №11

г. Зея

Пальчиковая      гимнастика -

 важна!!!

C:\Users\User\Desktop\Логопедия\hello_html_2503ec3e.jpg

Учитель-логопед

Мельникова Ирина Николаевна

«Фонарики» Поочередно сжимать и разжимать  пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два» пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Сопровождать движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

«Месим тесто» Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки.

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмём, жмём, жмём!

Руками совершаем движения, как будто лепим снежки.

Пироги мы испечём!

Пироги мы испечём!

«Лодочка» Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Имитируем движения плывущей лодочки.

 Маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

«Цветочек» Ладони подняты вверх, пальцы образуют бутон, основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложится!

«Птенчики в гнезде» Пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это птенцы. Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот – гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

«Птичка летит» Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это голова птицы. Остальные

пальцы – «крылья». Помахать ими.

Птички летели,

(помахать «крыльями»)

Сели – посидели,

(прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

«Кошечка» Вариант 1. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 5-7 раз.

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

Вариант 2 (усложненный). При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз-два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правая рука – ладошка.

«Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок.

Повторить несколько раз.

«Стул» Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».

Спинка и сиденье –

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

«Кошка»  Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони. Такое положение удерживает ребёнок, пока взрослый читает стихотворение.

Маленькая кошка

Села у окошка.

Хвостиком играет,

Мышку поджидает.

«Кошка показывает когти» Ладони поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти  точит кошка,

Будет дождик за окошком.

«Мышка»   Мизинец и указательный палец согнуты – это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками одновременно.

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадется по дорожке.

Желаю Вам удачи!!!



Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка – пожалуй, один из самых волнующих вопросов для родителей. Очень важно, чтобы родители знали и понимали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к её  расстройствам.

Речевое развитие включает:

- Овладение речью, как средством общения и взаимодействия с окружающими;

- Обогащение активного и пассивного словаря;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Развитие связной речи;

- Грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

МДОАУ

Детский сад № 11

г. Зея

 

Р

      речевое

   развитие

ребенка

Поговорим о нормах!

(дошкольный возраст)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=879d2d54120117d29937916ed0d2d820ec4c6972-9270567-images-thumbs&n=13

Учитель-логопед

Мельникова Ирина Николаевна

К концу первого года жизни:

В эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намеренья речевыми средствами. К этому возрасту появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «баба», «дядя», ав-ав, дай, би-би и пр.

Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «возьми то-то», «открой дверь», «дай руку» и т.д.

К 1,5-2 годам:

Ребенок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия «здесь» и «сейчас»; прилагательные «большой» и «маленький», реже – глаголы, личные местоимения.

В этом возрасте у ребенка должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч». Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!»

К 3 годам:

Ребенок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).

Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов.

В возрасте 4 лет:

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], [ц], использовать в речи сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

В предложениях активно употребляет предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда и пр.

Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Исчезает смягченное произношение согласных.

К 5 годам:

Запас слов у ребенка увеличивается  до 2500-3000 слов. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «посуд», «животные» и т.д.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор, террариум). В предложении используются все части речи.

Ребенок овладевает группой шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].

К 6 годам:

Ребенок овладевает группой сонорных звуков: [л], [ль], [р], [рь].

Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допуская в речи грамматических ошибок. Умеет называть картинки с заданным звуком, определять место звука в слове, называть первый и последний звук в слове: «В слове аист какой слышим первый звук?». Подбирать родственные слова, образовывать притяжательные прилагательные: «Чей хвост? Лисий. Чья лапа? Медвежья и т.д.»

Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями, умеют определять причинно следственные связи: «Саша и Даша гуляли на площадке. Мальчик нашел мяч и очень обрадовался находке. Кому стало обидно и почему? Назови имя».

Дошкольный возраст очень важен и показателен – это  основа формирования личности. Далее, Вашего ребенка ожидает следующий этап взросления – обучение в школе!



Предварительный просмотр:

Речь – это ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоции, характер, интересы ребенка – весь психический склад личности выявляется в речи. Процесс развития речи связан с процессом возникновения и формирования мышления.

Речь – это высшая психическая функция человека.

Речь -  восприятие обращенной речи, формулировка своих открытых мыслей, высказываний, просьб, это богатый словарный запас, это умение анализировать и различать ситуации (внутренняя речь), лексическая и грамматическая сторона речи родного языка и пр. Это те аспекты, которые необходимы для успешной социализации ребенка в жизни и обществе.

Какое влияние на развитие всех языковых систем может оказать семья – самое прямое и непосредственное.

  1. Постоянное общение со своим ребенком с самого рождения. Заинтересованность в нем.
  2. Исключение гаджетов и ограничение в просмотре телепередач, мультфильмов (до 20 минут в день).
  3. Речевые игры дома.

МДОАУ

Детский сад № 11

г. Зея

 

Речевые игры дома

C:\Users\User\Desktop\Логопедия\логопедия старая инф\дети пнг\images (2).jpg

Учитель-логопед

Мельникова Ирина Николаевна

Как  в домашних условиях играть с ребенком  по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу  и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, Ваши привычные домашние дела, поступки и настроение.

Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Игра: «Слова - действия»

Инструкция: Скажи, что делает девочка?

Picture background

Что делает мальчик?

Picture backgroundPicture backgroundPicture background

Спит, поливает, покупает, красит, бежит, читает и т.д.

Игра: «Большой - маленький»

Инструкция: Назови предметы.

Picture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture background

Picture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture background

Большая елка и маленькая елочка и т.д.

Игра: «Посмотри вокруг»

Инструкция: Назови, из чего сделаны  предметы вокруг нас.

Picture backgroundPicture backgroundPicture background

Picture backgroundPicture backgroundPicture background

Деревянная скамейка, бумажный самолёт, стеклянный стакан, металлическая кастрюля, пластиковая лейка, золотое кольцо и т.д.

Игра: «Веселый счет»

Инструкция: Посчитай предметы от 1 до 5:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52c6235e48d6379fdef5096d5cc13356eb9ed9b6-12636876-images-thumbs&n=13

Picture background Picture background Picture background  Picture background Picture background Picture background Picture background Picture background 

Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.

Игра: «Жадина»

Инструкция: Скажи со словами  - мой, моя, моё, мои.

Picture background   Picture background      Picture background  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a20e8c511c1baeb2a0b3aa90a565aca7e2cb0bd9-12544206-images-thumbs&n=13        Picture background       Picture background

Моя сумка, моя майка, моя расческа….

Мой велосипед, мой стол, мой карандаш…

Мои пуговицы, мои ножницы, мои очки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Портфолио группы, как инструмент взаимодействия: ребенок-родитель-воспитатели.

В качестве  творческой деятельности дошкольников, родителей и педагогов мы используем технологию портфолио. В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том чи...

Буклет, как форма взаимодействия с родителями

Информационный буклет- небольшой сборник, содержащий в себе информацию для родителей....

Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края"

Буклет  "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края" составлен для воспитателей дошкольных образовател...

Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников

Взаимодействие с родителями воспитанников через телеграмм. Преимущества телеграмма....

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»...

Общение "В контакте" как эффективный инструмент взаимодействия с родителями

Уважаемые коллеги, на сегодняшний день, у каждого педагога в наличии есть два вида мобильной оперативной связи  - группа–чат в вайбере и сайт детского сада. Однако, вайбер не позволяет осве...