Доклад по инновационной теме на 2023-2024г.
методическая разработка (подготовительная группа)

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pushkarevadlya_roditeley.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического маршрута: «Развитие эмоционального интеллекта через создание и использование кукольного театра у детей с ОВЗ».

Цель: Развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

1.   Развивать умение понимать эмоции, показывать их с помощью героев игры.

2. Учить отображать эмоции на своем лице. 

3. Воспитывать интерес к процессу обучения, доброжелательность, отзывчивость.

4. Изучить методическую литературу по теме инновационного маршрута.

Современная специальная психология и педагогика, все больше ориентируется на использование арт-терапии, а театральное искусство- это часть терапии. И как показывает практика, достаточно эффективное средство в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Такие дети зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность: не умеют управлять своим темпом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребенку раскрыться, найти свое место, среди сверстников и взрослых.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием эмоционального настроения, решением коррекционных задач обучения и воспитания. У детей с РАС наблюдается недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Воспитанники отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, низкой способностью к подражательной деятельности.  Наблюдается стремление к одиночеству, снижение  способности к установлению эмоционального контакта, коммуникаций и социальному развитию. Характерны трудности установления взаимодействия взглядом, мимикой,  интонацией. Обычны для них сложности выражения ребенком своих эмоциональных состояний и пониманий им состояние других людей.

В своей педагогической  работе я решила использовать метод куклотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Куклотерапия – это метод арт-терапии, который в качестве основного приема психокоррекционного воздействия использует куклу. Кукольная театральная деятельность предполагает такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда дети радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают и сомневаются, решают проблемы вместе с героями. Через кукольный театр можно обратиться к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т.д. Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость. Как и в любой методике, в куклотерапии и театрализованной игре есть свои инструменты. Главным инструментом и основным действующим лицом кукольного театра являются куклы.  Я хочу предоставить вашему вниманию  кукол, одну зовут  «Грустинка», другую «Веселинка». Эти куклы помогают мне в моей работе. Если ребенок загрустил, приходит на помощь кукла «Веселинка», либо «Грустинка» просит ее развеселить и поиграть с ней. Также кукольный театр могут использовать и родители. Для взрослых и детей это хорошая возможность искренне выразить свои чувства, рассказать о себе и своих проблемах. В процессе занятий будут улучшаться отношения между детьми и родителями, изменится стиль взаимоотношений между членами семьи и вследствие чего изменится состояние и поведение ребёнка. Ребёнок будет более успешным, уверенным, когда его понимают и любят. Домашний кукольный театр достаточно организовывать раз в неделю по 15 – 20 минут для поддержания доверительных отношений с ребенком, или в те моменты, когда возникают разногласия и непонимание. Выбор тематики занятия, изготовление куклы и подготовку атрибутов следует проводить совместно с ребенком.

  Чтобы  дети с особыми образовательными потребностями научились выражать эмоции, мы решили попробовать     использовать    кукольный    театр-эмоции..   Так возникла идея создания игры.

Игра  «Куклы-эмоции». Цель: формировать коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.  Играя с детьми в игру «Покажи эмоции»,  дети стали подбирать нужную эмоцию и показывать её с помощью героев кукольного театра. Героями кукольного театра являются смайлики. Они представляют собой лица, которые прикреплены к деревянной палочке, ребенок меняет верхнюю часть лица. С помощью липучек прикрепляет к основе. Делает он это  под руководством взрослого. По инструкции ребенок должен показать и может проговорить эту эмоцию, например: «Ой-ой»- грустно, «О»- удивление, «И»- улыбка, «А-ха-ха»- смех. Игра стимулирует ребенка на повторение звуков, звукокомплексов, тем самым способствует вызыванию речи у неговорящего ребенка. Кроме того, в процессе игры ребенок учится определять эмоцию, прочувствовать её, суметь понять эмоцию на лицах. Умение определять эмоцию помогает ребёнку с РАС контролировать свои эмоции, направлять их в нужное русло (сдерживать негативные проявления). В результате использования игры на индивидуальных занятиях уменьшились признаки полевого поведения, появился длительный зрительный контакт, улучшились коммуникативные качества воспитанника. Кроме того, ребёнок чаще проявляет позитивные эмоции, что выражается в улыбке, радостных возгласах. Ребёнок стал проявлять больший интерес к занятиям и общению с воспитателем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....