Статья "Семейно-ориентированное сопровождение развития речи детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи

Татьяна Ивановна Попова

В статье даются советы для развития речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Т. И.

воспитатель МКДОУ «д/с № 20» г. Еманжелинска

Научный руководитель: Батенова Ю. В.

доцент, кандидат психол. наук, ЮУрГГПУ, г. Челябинск

СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие сопровождение в сравнении со взаимодействием, предлагаются этапы сопровождения родителей в вопросах речевого развития педагогами ДОО и осуществляется анализ предложенной поэтапной работы, представлены правила развития речи у детей в форме «Десяти золотых правил».

Ключевые слова: речевое развитие, семейно-ориентированное сопровождение, старший дошкольный возраст.

FAMILY-ORIENTED SUPPORT OF SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: this article discusses the concept of support in comparison with interaction, suggests the stages of accompanying parents in matters of speech development by preschool teachers and analyzes the proposed step-by-step work, presents the rules of speech development in children in the form of "Ten Golden Rules".

Keywords: speech development, family-oriented support, senior preschool age.

В наши дни проблема развития речи у детей приобретает наибольшую значимость. Грамотная речь формируется уже в дошкольном возрасте, при этом формирование правильной речи невозможна без активного участия в ней родителей. Однако многие родители всё чаще указывают на недостаток времени даже для простых словесных игр со своими детьми. В современных исследованиях отмечается, что с каждым годом количество родителей, читающих книги своим детям, становится всё меньше, вместо чтения книг, родители предпочитают дать в руки детям телефон, или посадить перед экраном [1]. Проблема неправильности и скудности речи у детей вышла уже на новый уровень и усугубилась появлением в жизни дошкольника цифровых устройств, в связи с чем работа с родителями по формированию речевой культуры приобретает всё большую актуальность.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5, с. 7]. Это и является основой востребованности решения данной проблемы.

Рассмотрим понятия «взаимодействовать», «сопровождать» в словарях. Так в «Толковом словаре русского языка», составленным С. И. Ожеговым и Н. Ю. Шведовой эти понятия раскрываются как:

«Взаимодействовать – находиться во взаимодействии (взаимный – общий для обеих сторон, обоюдный, обусловленный один другим, связанный один с другим; действие – проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь);

Сопровождать – значит следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [3].

Е. И. Тихеева пишет: «Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребёнка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своём социальном развитии ребёнок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на рост и проявления его речи. Мы должны организовать его общение как с детьми, так и взрослыми прежде всего в интересах развития его языка.

Язык – это главнейший фактор социального общения людей.

Собеседниками ребёнка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребёнок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему была предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами, и этим путём развивать свою речь» [4, с.4-5].

 «Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка. Как известно, воспитательно-образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребёнком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом» [2].

Для организации семейно-ориентированного сопровождения речевого развития детей можно использовать такие формы взаимодействия как: тестирование, беседы специалистов ДОО, тематические консультации, организацию информационного уголка для родителей, проведение группового собрания, создание буклетов. Эти выделенные формы взаимодействия определяются как этапы нашей работы.

Первым этапом этой работы можно выделить тестирование родителей, которое проводится для того, чтобы выявить степень их осведомлённости в вопросах уровня речевого развития детей.

Следующим этапом можно обозначить беседы специалистов ДОО с родителями. Для этого необходимо пригласить таких педагогов как: педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.

Третьим этапом работы могут стать тематические консультации. Консультации по своим характеристикам подобны разговорам, основное отличие между ними в том, что разговор предусматривает диалог, а осуществляя консультацию, разрешая проблемы родителей, педагог пытается дать квалифицированные рекомендации. Вопросы, задаваемые родителями на консультациях, должны стать темой родительского собрания.

Для повышения уровня информированности родителей, в приёмной необходимо организовать экран звукопроизношения, который даёт возможность родителям наглядно видеть какое количество звуков не могут правильно произнести их дети. Подготовить выставку работ, выполненных детьми в ходе речевых занятий. Также, можно поместить информационный стенд, который будет содержать рекомендации для родителей, по вопросам речевого развития. Это и есть четвёртый этап работы.

Пятым и заключительным этапом, как одной из основных форм работы с родителями, направленной на повышение их педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей, можно выделить родительское собрание, целью которого должно стать привлечение родителей к вопросам и проблемам развития речи детей в современных условиях. В конце собрания желательно раздать буклеты, содержащие «Десять золотых правил развития речи»:

  1. разговаривайте со своими детьми, как со взрослыми;
  2. никогда не поправляйте речь детей, просто повторите ту же фразу, но только правильно;
  3. регулярно читайте своим детям книжки;
  4. заучивайте наизусть стихотворения;
  5. развивайте мелкую моторику своих детей, играйте в пальчиковые игры, так как это развивает и мышление, и речь;
  6. сочиняйте с детьми свои собственные сказки и рассказы, где персонажами будут сам ребенок и его близкие, это очень увлекает;
  7. говорите, используя правильно построенные фразы, предложения;
  8. ограничивайте просмотр мультфильмов и взаимодействие с гаджетами, поскольку это лишает ребенка возможности проявления собственного воображения;
  9. разговаривайте с детьми во время выполнения всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игры, прогулки и т. д.
  10. с детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, используйте приём «непонимания ребёнка» в проблемной жизненной ситуации.

Библиографический список

  1. Батенова, Ю. В. Структурно-функциональная модель интеллектуально-личностного развития дошкольника в современном информационном пространстве  [Текст] / Ю.В. Батенова // Педагогика и психология образования. – 2017. – №2. – С. 120–131.
  2. Логинова, Е. С. Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. / Е. С. Логинова, Е. В. Шиврина// kopilkaurokov.ru [Электронный ресурс] – URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vzaimodieistviiesroditieliamiporazvitiiuriechivusloviiakhdoshkolnogoobrazovatielnogouchriezhdieniia (дата обращения 24. 05. 21.)
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. [Текст] – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
  4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е. И. Тихеева // Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159с. – С. 4-5
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...