Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент предматематического развития детей дошкольного возраста.
статья по математике (младшая группа) на тему
В статье представлен материал об использовании блоков Дьенеша в игровой деятельности детей раннего возраста. Игры позволяют формировать предматематические представления у детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sb._2018g.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент
предматематического развития детей дошкольного возраста.
Кто с детских лет занимается математикой
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
А.И. Маркушевич.
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах развития детей раннего возраста традиционно предложены разные приёмы, необходимые для формирования логико – математических представлений, становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём.
Задачи логико – математического развития детей раннего возраста следующие:
- развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, разбиение.
-овладение детьми дочисловой оценкой количественных групп предметов.
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений: сравнение, обобщение, классификация, сериация, отрицание.
- представления о математических свойствах предметов, величинах, геометрических фигурах.
- освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование.
- развитие точной речи, обогащение словарного запаса ребенка.
- развитие интеллектуально - творческих проявлений детей: находчивости, догадки, сообразительности. Основными целями развития математических представлений у детей раннего возраста являются:
- развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.).
Важнейшим компонентом содержания математического развития детей раннего возраста является понятие свойств и отношений. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. При этом формируется важнейшая предпосылка абстрактного мышления: способность к абстрагированию.
В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры, у детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление.
Познание величин непосредственными способами наложения и приложения дает возможность упорядочить предметы по их свойствам: размеру, высоте, длине и пр.
К двум – трём годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу « сенсомоторных» эталонов. Дети начинают выделять некоторые свойства предметов (форма, цвет) и соотносят по названию хорошо известных им предметов (круг как солнышко, квадрат как окно и т.д.)
В этом возрасте преобладает практический тактильно – двигательный способ познания предметов: ребенок нуждается в ощупывании предмета, прикасании к нему. Такой способ познания предметов способствует формированию и становлению отношения «глаз – рука».
Эффективным пособием для развития представлений о свойствах является набор «логические блоки Дьенеша» с методическими пособиями к нему.
Технологии З. Дьенеша направлены на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математических познаний.
Логические блоки Дьенеша представляют собой комплект геометрических фигур, каждая из которых характеризуется четырьмя признаками: форма, цвет, размер, толщина. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста, но вполне целесообразно упростить комплект, исключив толстые или тонкие фигуры. В таком варианте фигуры имеют отличие по трём признакам: форма, цвет и величина.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей.
Логические блоки Дьенеша
- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, формируют начальные навыки, необходимые для умения в дальнейшем решать сложные логические задачи.
- дают детям первичные представления о таких понятиях как алгоритмы, кодирование информации, построение логических цепочек.
- способствуют развитию речи; построение фраз с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д..
- развивают пространственные представления.
-помогают развивать у детей умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словами их отсутствие, удерживать в памяти два или три свойства объекта, обобщать объекты по нескольким признакам.
- развивают творческое воображение ребёнка, познавательные процессы восприятия памяти, внимания, алгоритмической культуры мышления.
- позволяют подготовить детей к успешному овладению основами математики.
Логико – математические игры с блоками Дьенеша направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер), составление целого из частей. Игровые упражнения отличаются занимательностью, в каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели, осуществления практического действия, получения результата.
Условно игры с блоками Дьенеша можно поделить на три группы:
- игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера.
- игры и упражнения на освоение детьми понятия сравнения, классификации, обобщения.
- игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, предусматривается, что бы дети раннего возраста начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Детям предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, они могут использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. Для начала следует предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать, классифицировать, сравнивать). После успешного освоения этого этапа обучения детям раннего возраста следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя.
Для проверки успешности освоения свойств геометрических фигур, в дальнейшей работе можно применить карточки (код), условно обозначающие данные свойства. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая и выкладывая карточки, которые рассказывают о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Когда дети научаться свободно пользоваться кодовыми карточками, можно ввести в упражнения код, обозначающий знак отрицания «не». Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. А использование карточек с отрицанием свойств формирует словесно-логическое мышление.
Для того, чтобы поддержать интерес детей к обучению необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
Работать с детьми, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Результатом освоения ребенком игры становится стремление к участию в игре, развитие у него устойчивого интереса к познанию, результативное завершение игры.
Список использованной литературы:
З.Н. Михайлова, Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» СПб «Детство-пресс» 2013г.
О.Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» Москва ТЦ «Сфера» 2005г.
Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж ТЦ «Учитель» 2006г.
Интернет- ресурсы: https://studfiles.net/preview/1764739/page:24/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры как основа математических представлений и сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связанны с деятельностью орг...
ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША» В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование блоков Дьенеша на занятиях математикой в ДОУ и дома....
Мастер-класс для педагогов "Блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов, с целью оказания помощи по внедрению учебного пособия "Блоки Дьенеша" в развитие логико-математического мышления и ФЭМП детей младшего и старшего дошкольного возр...
Презентация "Педагогическая технология «Блоки Дьенеша» - система логических игр для детей дошкольного возраста"
Презентация "Педагогическая технология "Блоки Дьенеша" - система логических игр для детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»
Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...
Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал для детей дошкольного возраста
Логические блоки...
Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...