Формирование основ безопасного поведения у дошкольников
консультация
В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждениях всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности, являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников
Аннотация: В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждениях всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности, являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности.
На сегодняшний день тема безопасности человека очень актуальна. Родители, как никогда, испытывают тревогу за своих детей: и маленьких, и больших. Взрослые не могут быть постоянно рядом с детьми, оберегая и защищая их от опасности. Задача взрослых подготовить подрастающее поколение к встречам со сложными жизненными ситуациями, которые необязательно могут состояться.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности, т.к. в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому мы должны сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать умение правильно действовать в неадекватных ситуациях.
Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в группе, на прогулке, на спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада могут подстерегать опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного обучения основам безопасного поведения с самого раннего детства.
Все взрослые, сначала родители и близкие люди, а потом воспитатели и педагоги, являются важными учителями для ребенка при формировании его системы ценностей и безопасной жизнедеятельности. Вот почему внимание к вопросам по формированию ОБЖ остается приоритетным в любом образовательном учреждении.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений: идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников), разработка профилактических мер, устранение возможных ситуаций.
Опыт работы специалистов нашего дошкольного учреждения по формированию основ безопасности у воспитанников детского сада богат и разнообразен мероприятиями (дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр мультфильмов, досуги и развлечения, проектная деятельность, наблюдения, беседы, виртуальные экскурсии, конкурсы и выставки, тренинги и родительские собрания на актуальную тему).
Профилактические меры осуществляются с приходом малышей в учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.
Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека.
Причинить вред жизни и здоровью могут: природные явления, предметы быта, др. люди, растения, животные и многое др. Поэтому выделяются следующие опасности:
- - природные (землетрясения, наводнения, понижение и повышение температуры воздуха, солнечные излучения, встреча с дикими животными, ядовитые насекомые и растения)
- - техногенные - связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ.
- - социальные (криминальные преступления и др. пороки общества).
В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди.
Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.
Весь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники.
Цель работы с родителями - объяснить важность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Все родители, конечно, любят своих детей. Но любовь не всегда ведает, что творит. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребенку неограниченную свободу, с которой он еще не может справиться.
Истина, как всегда, посередине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах, и осторожность. При этом логика – плохой помощник: дошкольник не умеет выстраивать причинно – следственные связи. Лучше всего действовать через игру.
Нужно научиться самим и научить родителей наблюдать за ребенком в ходе любого взаимодействия с малышом – видеть не только как он играет, с кем, какой он милый и обаятельный, но и замечать, что происходит в его организме.
Физическое здоровье ребенка формируют в этом возрасте взрослые.
Родители не должны заблуждаться, что ребенок мал, и в дальнейшем все можно исправить. Подправить – да, но изменить в корне – нет. Результаты наших трудов скажутся через годы и особенно проявятся в подростковом возрасте.
Ребенок сам не может определить, что ему вредно, а что полезно, заметить, что в нем изменилось. Эту задачу, не нарушая естественного хода жизнедеятельности детей, помогают решать педагоги и родители.
Методика с использованием сюжетных картин «Уроки безопасности» и интерактивных презентаций, игр, в процессе решения проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников компетенции безопасного поведения и быть психологически готовыми к преодолению опасных ситуаций. Данную методику можно использовать и как диагностический аспект: «безопасность на отдыхе», «бережем свое здоровье», «съедобное-несъедобное» и т.д.
Интересным инновационным методом считаю метод стихосложения. Дети и взрослые (воспитатели, родители) с большим интересом «включаются» в процесс творческой деятельности о здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника
В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192388-1359567936.jpg)
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228478-1364319995.jpg)
«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-736446-1510675975.jpg)
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763375-1456831957.jpg)
"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-771023-1638213619.jpg)
Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».
В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня, она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...
«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»
Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасного поведения у дошкольников"...