Консультация для родителей " Морфологическая таблица, как средство формирования сильного мышления у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Матвиевская Наталия Михайловна
Морфологическая таблица, как средство формирования сильного мышления у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx132.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Морфологическая таблица, как средство формирования

сильного мышления у дошкольников.

Подготовила воспитатель

Матвиевская Наталия Михайловна

«Человек должен хорошо мыслить — сильнее всяких «озарений» и «осенений».

Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ

Чтоб быть успешными в современном мире детям необходимы активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением. Такие задачи решает ТРИЗ - технология и ее нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфотаблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. В младшей и средней группах задействованы две горизонтали, в старшем возрасте можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.

Карманы, или по желанию, мини-прищепки, в таблице пустые, количество их может быть разным. По вертикали, признаки предмета. Это основные характеристики заданного объекта. В процессе деятельности к основным признакам добавились некоторые параметры, например «характер» объекта или «настроение».

По горизонтали, напротив признака предмета, выставляются карточки или картинки, на которых обозначены значения и варианты этого признака. Чем больше картотека значений признаков, тем интереснее создавать различные объекты. Дети заранее знакомятся со значениями, модели значений совместно зарисовываются. Некоторые параметры нарисовать детям достаточно сложно. Например, как нарисовать, что объект имеет приятный запах. Здесь подключается вся фантазия детей: над объектом можно нарисовать пчелу или бабочку, привлеченных ароматом. Или признаки «звук» и «вкус». Они тоже сложны для исполнения, но в копилке имеются, чтобы развивать креативность мышления ребенка.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий.

В век компьютерных технологий образование не стоит на месте, а значит и мы педогоги должны идти в ногу со временем и использовать в своей работе как можно больше информационных технологий....

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у дошкольников»

В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формиров...

Консультация для воспитателей "Технология КРОССЕНС, как средство развития критического мышления старших дошкольников"

Критическое мышление – это умение мыслить.И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжен...

Консультация для воспитателей: "Игры головоломки как средство развития логического мышления у дошкольников".

МБДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» Консультация для воспитателей«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр,...

Консультация для родителей. «Дидактические игры как средство формирования математических представлений у дошкольников»

Консультация для родителей«Дидактические игры как средство формирования математических представлений у дошкольников»...