Консультация для родителей "Загадка как средство развития логического мышления детей".
консультация

Николаева Маргарита Леонидовна

Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_kak_sredstvo_razvitiya_logicheskogomyshleniya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ».

Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.

Загадка как средство развития логического мышления детей имеет ряд преимуществ:

  • Развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность и самостоятельность. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать и сопоставлять явления.
  • Способствует развитию наблюдательности. Загадки закрепляют знания о признаках предметов и существующих в окружающем мире связях между явлениями.
  • Развивает способность к анализу и обобщению. Формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.
  • Обогащает словарный запас. Загадки помогают увидеть второстепенные значения слов, а также формируют представление о переносном значении слова.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Предмет, о котором идет речь в загадке скрыт, зашифрован. Чаще всего загадка состоит из перечисления признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, вкус, цвет, звучание, движение. По указанным признакам и надо найти отгадку.

Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как обязательного условия познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным. Любая загадка – прекрасное логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учиться выделять количественные стороны предмета (абстрагировать), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтезировать). Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения. Прежде всего, нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа. Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом. Не забывайте, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще. В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.

Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для ребенка является сам засекреченный объект и сообщаемые о нем признаки. Чем больше определенных признаков указано в загадке, тем они конкретнее, точнее, тем она проще.

Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики. Развиваем речь дошкольников:

СПОСОБЫ ИЛИ ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК.

1. Приучать детей слушать загадку до конца запоминать ее во всех подробностях

2. Научить рассуждать при отгадывании.

 3. Предлагая детям загадку с рифмующейся отгадкой, важно при чтении текста передать его ритмическую структуру. «Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я …(капуста).

4. Если загадка с дополнительным звуковым признаком, то ключом к отгадыванию может быть образная форма ее преподнесения. Если в загадке «Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу» не выделить звукоподражание, то загадка вызовет затруднение. Найти с детьми приемы отгадывания загадок — значит научить понимать логический механизм загадки, в результате которого у детей постепенно приобретается навык логического рассуждения.

Литература:

  1. Агеева И.Д. «Новые загадки про слова для всех школьных праздников». – М. ТЦ Сфера, 2003.
  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
  3. Шаталова Елена Владимировна «Использование математических загадок в детском саду» Белгород 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Игра , как средство развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и  развивать. Поэтому  ...

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей.

Анна Корабельникова Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей.«Познание начинается с удивления».Аристотель.Развивающие дидактические игры, как средство разв...

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...

Консультация "Математические игры как средство развития логического мышления"

Материал предназначен для родителей дошкольников.В материале рекомендованы игры для развития логического мышления дошкольников....