Консультация "Математические игры как средство развития логического мышления"
консультация
Материал предназначен для родителей дошкольников.В материале рекомендованы игры для развития логического мышления дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_kopiya.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Играть любят не только дети, но и взрослые. Игра объединяет. Там, где родители и дети дружат, вместе трудятся и отдыхают – ссор, непонимания, обид не бывает, и все вопросы решаются легко.
В игре малыши узнают мир, учатся считать, измерять, вычислять, усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий, особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры.
Я хочу познакомить вас с играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома
Игра «Логический поезд»
Состоит из карточек, на которых нарисованы разные предметы. Первой на стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики - это карточки с изображениями. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например: первая картинка дождик, вторая - резиновые сапоги (мы надеваем их в дождь), третья - резиновый мячик (он тоже сделан из резины, как и сапоги), арбуз (он круглый, как мячик) и так далее. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...
Вариант:
Ставить рядом можно любые вагончики, составляя логическую цепочку не только по признакам предмета, а по любой связи между ними ( предметы начинаются на один и тот же звук, имеют одинаковое количество звуков, рифмуются между собой и т.д.).
Вариант:
Собрать поезд, подбирая предметы противоположные по значению (колючий ёжик - пушистый кот, большой кит с маленькой мышкой, горячий чай с холодной снежинкой и т.д.)
Дети очень любят эту игру, начинают рассуждать, думать, речь становится более грамотной, связной.
Игра « Найди различие»
Перед ребёнком на стол кладётся на первый взгляд 2 совершенно одинаковые картинки, но если хорошо присмотреться, то можно найти отличия. Для детей среднего возраста достаточно найти 5 отличий, старшим дошкольникам можно предложить найти до 10 отличий. Игра развивает внимание, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию.
Развивающая игра «Считалочка с Русалочкой»
Игра поможет потренировать навыки устного счета, познакомит с цифрами, научит определять количество одинаковых объектов в группе, ориентируясь на их цвет.
Каждый блок состоит из двух карточек, из толстого картона и соединяемых с помощью пазлового замка. На левой половинке изображены обитатели и гости морских глубин, а на правой Русалочка с двумя разноцветными цифрами. Малыши должны помочь героине сказки правильно сосчитать разноцветных персонажей. Если правильно соединять карточки друг с другом, то получится настоящий веселый комикс про подводное царство. Картинки богаты деталями, и малыши с радостью их рассматривают, а потом рассказывают по ним смешные истории, что способствует развитию речи. Такая замечательная обучалка не надоест и не будет заброшена в дальний угол после первого же занятия.
детское фигурное лото «Дорогой знаний»
Развивающее ассоциативное лото серии «Дорогой знаний» поможет расширить знания детей: о цветах, геометрических фигурах, дарах лета, временах года, животных, профессии, герои сказок, порядковый счет. Карточки-вкладыши окошек и пазловые замочки для соединения вагончиков друг с другом помогут потренировать мелкую моторику пальцев рук, а веселые стихи и потешки – запомнить новые знания.
Серия состоит из 8 обучающих игр с одинаковыми правилами и методическими указаниями, что позволяет малышам и родителям при переходе к следующей теме уделять внимание ей, и не терять время, снова разбираясь, как играть.
Яркий веселый паровозик с разноцветными расписными вагончиками и необычными пассажирами готовится к отбытию, а о том, как помочь ему скорее отправиться в путь, а героям занять места согласно их билетам малышам 3-6 лет расскажет веселый обучающий стишок, который так легко запомнить. Играя, малыши познакомятся с такими геометрическими фигурами как круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал, научатся считать от 1 до 15, а вставление карточек-вкладышей в окошки и соединение пазловых замков вагончиков поможет младшим дошкольникам потренировать мелкую моторику пальцев рук, подготавливая их к рисованию, письму и игре на музыкальных инструментах.
Дорогой знаний. Обобщение.
Во время игры малышам нужно будет правильно рассадить забавных персонажей по вагончикам. Каждый пассажир вместе со своими друзьями едет в специально предназначенном для него вагончике. Так в первом вагончике едет посуда, во втором едут игрушки, в третьем – обувь, в четвертом – инструменты, а в пятом – бытовые электроприборы. Игра знакомит детей с обобщающими понятиями, названиями предметов, цифрами, учит считать от 1 до 15, развивает навыки классификации, мелкую моторику и произвольное внимание.
Дидактическое лото «Обобщение» предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Серия дидактических пазлов «Учись, играя!»
Игры серии «Учись, играя!» охватывают весь материал, необходимый для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Серия состоит из тридцати дидактических игр, призванных расширить представление малышей об окружающем мире и развить их природные способности. В ней уделяется внимание не только знакомству с важными для дошкольников темами, но и, что не менее существенно, уделено большое внимание умственному развитию и становлению основополагающих процессов мышления.
Учись играя. Цифры.
Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.
Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена цифра и соответствующее ей количество надувных шаров, а на 4 угловых карточках – по столько же героев или предметов.
Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.
Также с карточками набора можно играть в дидактическое детское лото. В этом случае участниками поровну раздаются карточки с изображением предметов, а ведущий берет себе круглые карточки с цифрами. Он открывает по одной такой карточке за ход, называет цифру, а игроки, у которых есть карточки с таким количеством предметов, отдают их ему. Победит тот, кто первым избавится от своих карточек.
Учись играя Форма.
Эта обучающая и развивающая игра посвящена увлекательному занятию – изучению геометрических тел. Малыши познакомятся с 10 простыми пространственными формами, запомнят их внешний вид и названия, научатся находить сходство между ними и окружающими предметами, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.
Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена одна форма, например, куб, шар, цилиндр или конус, а на 4 угловых карточках изображены содержащие эту форму рисунки привычных и знакомых ребенку предметов.
Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.
Игры с палочками Кюизенера.
Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа "красной" группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров). "Синей" группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а "желтой" – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе игры начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.
Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Первый этап – игровой. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.
Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.
Издательство «Корвет» выпустило альбомы для игр со счётными палочками. Это «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «Кростики», « На золотом крыльце». В альбомах представлены схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.
Игры с блоками Дьенеша.
Блоки это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету, размеру, толщине, и также карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицание свойств.
Издательство «Корвет» выпустило альбомы для игр с блоками Дьенеша. Это « Лепим нелепицы», «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада».
«Математический планшет»
Развивающий тренажер позволяет детям сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных). «Рисование резинками» дает детям уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур или изображаемых силуэтов. На основе тренажера ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира. В процессе разнообразных игр с геометрическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, навыки коллективной деятельности, коммуникативные качества. Вот в чем уникальность данного пособия.
В младшей группе тренируем детей в натягивании и креплении резинки на планшет. Как в игровой форме можно упражнять в этом малышей?
Например: «Нарисуем солнышку лучи». Создаю проблемную ситуацию. Обращаю внимание детей на грустное солнышко. У солнышка нет лучиков и поэтому оно грустное. И предлагаю детям развеселить его, нарисовать лучи с помощью разноцветных резинок. Дети рисуют резинками лучи к солнцу разной длины.
Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись!
Можно придумывать и разыгрывать различные игровые ситуации. С помощью таких же линий можно научить ребенка передавать части других предметов и явлений (стебель цветочка, лепестки, а также создавать простейшие сюжеты– капает дождик, трава на лугу, цветочная поляна, домик у речки
Средний дошкольный возраст.
Как можно развить и усложнить, полученные ранее навыки в этом возрасте с помощью игровых приемов? Дети могут рисовать простые предметы. Начинаем применять схемы, которые помогают воспитанникам создавать изображения. По каким темам могут быть карточки-схемы? Мы оформили картотеку схем по темам: «Транспорт», «Растения», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Насекомые».
Какие упражнения можно проводить в старших группах?
Игры можно распределить по темам:
-«Город букв»,
-«В стране геометрических фигур»,
-«Веселые превращения» и т. д.
Например: «Город букв».
Упражнение начинаем со сказки.
«Послушайте, ребята.
Дело в том, что в городе букв появился жук-буквоед. Он пробрался в алфавит и начал творить ужасные вещи. Жук прополз по букве и половинка буквы или какая-то ее часть куда-то исчезла. Я сейчас вам покажу эту букву. Как вы думаете, какая это буква? (к) Пожалуйста, исправьте у себя на планшетах эту букву».
Следующая игра:
Игра «В стране геометрических фигур»
- «Сейчас я вам расскажу одну историю. В одном городе жили геометрические фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник. Выкладываю на планшете эти фигуры.
- Эти фигуры встретились на центральной площади города и стали спорить, кто из них самый главный. Треугольник говорил, что он самый главный, квадрат говорил, что, наоборот, он главный, а прямоугольник говорил, что именно из него получаются разные предметы. Ребята, давайте их помирим. Я сейчас подойду к каждому и скажу на ушко, какую фигуру он выложит на планшете, а потом вы должны будете превратить свою фигуру в предмет».
Дети выкладывают на своих планшетах изображение.
Игра «Кубики для всех»
Кубики раскрашены в четыре цвета – синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки.
Данная игра учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать. Она является более сложной, чем игры с обычными кубиками.
Серия обучающих настольных игр «Умное домино»
Что может быть лучше, чем учиться и играть одновременно? Серия из 12 простых и увлекательных игр на основе традиционного детского домино, поможет детям 4-7 лет в игровой форме закрепить и повторить такие важные темы, как звуки, буквы, цифры, цвета, геометрические фигуры, сложение и вычитание в пределах 10, чтение по слогам, числа, сигналы светофора и дорожные знаки. Играя, малыши потренируют фонематическое восприятие и навыки устного счета, станут умнее, внимательней и рассудительней.
Головоломки «Танграм, Колумбово яйцо, Монгольская игра, Волшебный круг, Пифагор, Вьетнамская игра »
Развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
"Колумбово яйцо".
Колумбово яйцо представляет собой овал, который разрезан на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.
Игры со счётными палочками.
Задания со счётными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность.
Младший дошкольный возраст.
Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети собирают из палочек несложные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, изображения несложных предметов (забор, гриб, ёлочка). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Средний дошкольный возраст.
Изображения, предлагаемые детям усложняются, состоят из двух-трёх частей. Это может быть рыбка, бабочка, самолёт. Лучше выдавать цветные счётные палочки. Перед выполнением обсуждается как составить предлагаемую фигуру. Анализируются и рассматриваются фигуры детей.
Старший дошкольный возраст.
Предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети в состоянии выполнять самостоятельные задания. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию).
Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включать в упражнение можно выкладывание изученных букв, что формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Пособие "Логико-малыш"
пособие «Логико-Малыш», планшет и наборы карточек.
В «Логико-Малыш» играют дети по всему миру.
Что представляет из себя «Логико-Малыш»? Это пластмассовый планшет с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. В каждом комплекте содержится 8 двухсторонних карточек, а также методические указания для родителей и педагогов.
«Логико-Малыш» представляет широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям :«Математика», «Развитие речи», «Психология «, «ОБЖ», «Мир природы», «Бытовая культура».
Работать с пособием самостоятельно и проверять, правильно ли выполнили задания, могут дети с 3-х лет.
Чтобы начать работать с пособием, необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы.
Решая задание, нужно подобрать пары, между которыми есть какая-то логическая взаимосвязь. Например, выбирать объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс, проекцию, часть от целого или наоборот и т.д. Затем перевернуть карточку и проверить, правильно ли сделано задание: если цвет фишки соответствует цвету на карточке, то всё решено верно. Также на обратной стороне карточки помещены дополнительные вопросы и картинки для бесед с детьми.
Рекомендуемые книги для развития логики
1. О.Антонова, «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5 лет» — книга поможет развить мышление, логику, память, речь, воображение.
2. З.Ю.Хлебникова, «Развивающие игры» — развивающие игры для детей от 5 лет плюс подарок — наклейки.
3. Н.Копытов, «Лучшие задачи на развитие логики» — поможет научить Ваших детей рассуждать логически. В книге имеются подсказки для родителей, которые помогут организовать процесс обучения.
4. О.Захарова, «Первые уроки логики» — учит ребенка строить логически последовательно мысли.
Дорогие родители, занимайтесь с Вашими детьми, развивайте их мышление, логику, воображение, образное мышление. Помните, что ребенок в 5-6 лет активно развивается и процесс игры способствует лучшему восприятию информации. Используйте это время с пользой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...
Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников
Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....
Дидактическая игра как средство развития логического мышления
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказы...
Программа "ИГРАЛОЧКА". Игра как средство развития логического мышления
Использование педагогических ресурсов детской игры в качестве средства развития логического мышления. Полезность игры известна не одно столетие. Игра формирует познавательную активность и развив...
Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"
Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...
Дидактическая игра как средство развития логического мышления
консультация для воспитателей...