Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yulya_opyt_raboty_peredelannyy.docx | 113.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
Опыт работы подготовила:
воспитатель первой категории
Бондарчук Ю.В.
г. Еманжелинск
2020
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА 1. | ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 7 |
1.1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста. | 7 | |
1.2. Логические блоки Дьенеша. | 14 | |
1.3. Влияние логических блоков Дьенеша на мыслительные процессы детей дошкольного возраста. | 17 | |
ГЛАВА 2. | РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША | 22 |
2.1. Определение уровня сенсорного развития, через логические блоки Дьенеша у детей дошкольного возраста. | 22 | |
2.2. Создание условий для сенсорного развития посредством логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста. | 32 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 40 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 43 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
«НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬ
МИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ,
А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ,
ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,
КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН»
СОКРАТ
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель воспитательно-образовательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Это обусловило выбор темы опыта «Блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Метод исследования: создание условий, способствующих развитию логического мышления детей дошкольного возраста, через блоки Дьенеша.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша.
Предмет исследования: игры с блоками Дьенеша.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие логического мышления дошкольников будет более эффективным, если создать необходимые условия, а именно:
- Разработать календарно – тематическое планирование для реализации работы с детьми разных возрастных групп в организованной образовательной и свободной деятельности.
- Создать и обновить предметно – пространственную развивающую среду в группе ДОУ
- Использования технологии блоки Дьенеша для сенсорного развития личности ребенка.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Определить уровни развития сенсорного развития детей дошкольного возраста.
- Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Разработать серию дидактических игр с использование блоков Дьенеша для совместной деятельности с детьми.
Опыт работы написан на базе: МКДОУ «д/с №26» г. Еманжелинска.
Структура работа: опыт работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения, списка использованной литературы.
Методы и приемы исследования:
- Игровой приём.
- Демонстрация блоков, карточек - символов свойств.
- Показ с проговариванием действий.
- Устная инструкция.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
Вопросы сенсорного воспитания детей изучались Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьяковым, А.Г. Рузской, А.П. Усовой и другими отечественными исследователями в контексте деятельностного и культурологического подходов. Авторы рассматривали сенсорное воспитание как целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений, который осуществляется на основе приобщения к сенсорной культуре социума. Человек рождается с готовыми к функционированию органами чувств, но это лишь предпосылки для развития восприятия окружающей действительности. Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение ощущений, понимаемых как отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, в их целостные образы. К основным свойствам восприятия, определяющим его сущность, относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющим его продуктивность, относятся объём, скорость, точность, надёжность. В рамках деятельностного подхода восприятие рассматривается как сложная познавательная деятельность, включающая в себя систему 10 перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Соответственно перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие, тонически-регуляторные. Перцептивные действия обеспечивают выявление основных свойств и качеств воспринимаемого предмета, выделение из них главных и второстепенных. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов – сенсорных эталонов – и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. Сенсорные эталоны (термин, предложенный А.В. Запорожцем) – это обобщённые сенсорные знания, продукт социальной культуры, исторически выработанные общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений: звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д. Как отмечает А.В. Запорожец, «отдельный индивид на протяжении детства … научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта.По мнению Л.А. Венгера, «постепенность усвоения общечеловеческого сенсорного опыта заключается, прежде всего, в том, что овладению общепринятыми видами эталонов предшествует формирование «индивидуальных» средств осуществления перцептивных действий – «предэталонов», несущих ту же функцию, но имеющих иное психологическое содержание». На первом году жизни начинается формирование «сенсомоторных предэталонов», представляющих собой отображение пространственных свойств объектов в единицах двигательных возможностей самого ребенка. На втором-третьем году складываются «предметные предэталоны» – образы свойств конкретных единичных предметов, применяемые в качестве «меры» для обследования свойств других объектов. Предметные предэталоны создают необходимую основу для усвоения детьми системы общепринятых сенсорных эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного предмета, что поднимает восприятие ребенка на качественно новый уровень. По данным Л.А. Венгера, большинство детей осваивают сенсорные эталоны в среднем и старшем дошкольном возрасте. Однако в исследованиях Г.А. Кислюк и Л.А. Пеньевской было выявлено наличие существенных индивидуальных различий в освоении детьми сенсорных эталонов, что в ряде случаев перекрывало возрастные границы. Некоторые дети даже в 5-7 лет всё ещё использовали предметные предэталоны; в то же время в условиях целенаправленной организации одинаковой по характеру персептивной деятельности у всех воспитанников одной группы детского сада были получены, очень близкие показатели эффективности различения геометрических фигур, не зависящие от различий календарного возраста испытуемых. Поэтому границы между вторым и третьим периодом освоения эталонных значений, в силу индивидуальных различий детей, оказываются довольно размытыми. Сенсорные эталоны выступают средствами осуществления перцептивных действий, источником формирования которых, как убедительно доказывают исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, выступает практическая деятельность. С одной стороны, именно она определяет и то, какие свойства должны отображаться, и меру необходимой полноты и детальности их отображения. С другой – характер развития средств и операций перцептивного действия детерминируется предметным и операционно-двигательным составом практической деятельности. В частности, в исследованиях З.М. Богусавской, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко и А.Г.Рузской было установлено, что результативность восприятия детьми формы предметов находится в зависимости от используемых ими способов обследования. Так, зрительное обследование и тактильно- кинестетического обследование формы предметов у детей четвёртого года жизни протекает по-разному. При зрительном ознакомлении с предложенным предметом трехлетние дети совершают движения глаз внутри фигуры, не делая акцент на форму, но уже к четырём годам дети показывают более высокие результаты, хотя и продолжают, в основном, ориентироваться на площадь и величину, а не на форму. Вполне сложившиеся способы зрительного персептивного действия отмечаются лишь у детей шести лет. При изменении персептивной задачи – переходе от ознакомления к узнаванию объекта – существенно изменяется характер движения глаз детей. Именно при выполнении опознавательного действия трехлетние дети начинают наиболее детально обследовать фигуру. Появляются движения, выходящие за пределы контура фигуры и распространяющиеся на область фона, которые направлены на выделение фигуры из фона, увеличивается амплитуда движений глаз, что выполняет функцию измерения, а не построения образа. В среднем у детей четвёртого года жизни узнавание фигуры занимает 8 секунд. Исследуя движения руки ребенка в процессе осязательного восприятия формы, ученые пришли к выводу, что при решении задачи обследования объекта, ознакомления с ним, движения рук детей четвѐртого года жизни больше похожие на «хватательные» или «трогающие»: они не выделяют контура фигуры, пальцы рук движутся по её поверхности, а не по контуру; дети ориентируются скорее на величину, а не на форму объекта. Более того, до 80% отведенного времени рука ребёнка этого возраста находится в покое, не совершая никаких движений. Лишь к возрасту 6-7 лет, когда при обследовании фигуры моментов покоя практически не наблюдается, дети достигают высоких результатов и почти безошибочно решают поставленные перед ним задачи в узнавании обследуемой фигуры среди предложенных. Исследователи пришли к выводу, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия тех движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней, особенностям этой фигуры. Безошибочно узнавали фигуру те дети, которые при ощупывании последовательно обводили кончиками пальцев весь её контур, а при осмотре прослеживали взором этот контур или, по крайней мере, наиболее характерную его часть. Таким образом, дети 3–4 лет ещё не выделяют контур в качестве объекта обследования, не выделяют в фигуре предметного содержания, адекватно стоящей перед ними задаче восприятия формы. Дети этого возраста, как при осязательном, так и при зрительном восприятии, ориентируются преимущественно на площадь, величину, некоторые тактильные особенности объекта, а не на его форму, контур. На основе обобщения результатов многочисленных исследований, проведенных Л.А. Венгером, А.Г. Рузской и их коллегами, Л.А. Венгер определил задачи сенсорного воспитания детей. По его мнению, ознакомление с формой, величиной и цветом составляет в младшем возрасте основное содержание сенсорного воспитания. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировки по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в 14 качестве особой задачи выступает необходимость развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Данные задачи находят отражение в современных программах дошкольного образования. В частности, авторы программы «От рождения до школы» говорят о том, что в младшем дошкольном возрасте необходимо проводить работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности; помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.; упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; формировать умение называть свойства предметов. Однако если задачи педагогического содействия развитию у детей восприятия цвета относятся только к области сенсорного воспитания, то задачи формирования представлений о величине и форме объектов включаются также в раздел «Формирование математических представлений», при этом зачастую наблюдается дублирование педагогических задач, отнесенных к разным разделам. Так, авторы программы «Детство» выделяют следующие задачи сенсорного воспитания детей второй младшей группы: 1) знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (формировать представления о геометрических фигурах – квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий; 2) формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (в т.ч. по форме), устанавливая тождество и различие; подбирать пары на основе сходного сенсорного признака. Аналогичные задачи представлены и в подразделе «Развитие математических представлений». От ребёнка ожидается умение пользоваться предметными 15 предэталонами и начальное освоение эталонов форм – шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Дублирование задач имеет место и в программе «Истоки». В подразделе «Сенсорное развитие» отмечается, что детей младшего дошкольного возраста следует «учить различать и выделять в предметах и объектах пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и четыре фигуры (куб, кирпичик, пластина, призма)». В подразделе «Формирование элементарных математических представлений» ставится следующая задача: «… знакомить с формой предметов (обследовать форму треугольника, круга, прямоугольника) осязательно-двигательным и зрительным путём», находить знакомые формы в окружающих предметах, в т.ч. на себе. Как мы видим, авторы уделяют основное внимание формированию действий обследования предметов (осязательно - двигательным и зрительным путём), недооценивая значимость других видов перцептивных задач и предметно-практической деятельности. Кроме того, они недостаточно корректно используют математическую терминологию: кирпичик и пластину называют геометрическими фигурами, наряду с кубом и призмой; при этом плоские геометрические фигуры называют «геометрическими формами», а объемные геометрические тела – «фигурами». Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и программно-методической литературы, раскрывающей вопросы сенсорного развития и воспитания детей, свидетельствует, что в младшем дошкольном возрасте формируется новый тип перцептивных действий, средствами, осуществления которых являются сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, к числу которых относятся геометрические фигуры. В современных отечественных программах дошкольного образования большое внимание уделяется ознакомлению детей с сенсорными эталонами и формированию соответствующих перцептивных действий – прежде всего, действий зрительного и тактильно- кинестетического обследования свойств предметов, в том числе формы. При этом в программах содержание формируемых у детей представлений о форме ограничивается спектром наиболее контрастных фигур, тогда как в исследованиях рассматривались затруднения, испытываемые детьми 3–4 лет при восприятии объектов разнообразных форм, а также фиксировалось наличие выраженных индивидуальных различий в динамике освоения названий геометрических фигур как эталонов формы.
1.2. Логические блоки Дьенеша.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М. Математика уже в детском саду. М. 1981.) «логические блоки» (Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.С. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., 1988г.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.
Что же представляют собой логические блоки Дьенеша? Это набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:
∙ формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,
∙ цветом – красные, синие, желтые,
∙ размером – большие и маленькие,
∙ толщиной – толстые и тонкие. К набору блоков прилагаются также карточки-символы:
∙ цвет – изображается пятном,
∙ форма – контурами фигур,
∙ толщина – условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий,
И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т.д. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Включение в процесс образовательной деятельности развивающих игр плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка Основой в работе с блоками Дьенеша является методическое пособие Е.А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками: — для развития умений выявлять и абстрагировать свойства — для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; — для развития действий классификации и обобщения; — для способности к логическим действиям и операциям. К набору блоков также прилагается методическое пособие «Давайте вместе поиграем» Авторы: Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, и демонстрационный материал, альбомы по возрастам: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2»; «Лепим нелепицы», «Спасатели спешат на помощь», «В поисках затонувшего клада». Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша целесообразно начать с первой младшей группы. В этом возрасте в помощь к блокам используются альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети будут в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные. Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе, необходимо установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Работа по интеллектуально-творческому развитию будет в системе только при взаимодействии с семьей. Необходимо способствовать повышению педагогической грамотности родителей, помочь им овладеть необходимыми приемами работы блоками Дьенеша.
1.3. Влияние логических блоков Дьенеша на мыслительные процессы детей дошкольного возраста
Проблемами формирования мыслительных операций детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.П.Аникеева, Н.Н.Поддьяков, Ж.Пиаже и многие другие. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и абстрагирование. Анализ и синтез это взаимодополняющие друг друга процессы.
Анализ - выделение свойства предмета, или выделение предмета из группы предметов по определенному признаку.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками предмета.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называется «основанием классификации».
Обобщение - это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Формирование у дошкольников способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным. Для этого используется моделирующая деятельность с помощью вещественной, схематической и символической наглядности.
Многие исследователи признают, что для умственного развития существенное значение имеет овладение системой знаний и мыслительными операциями, интеллектуальными умениями и приемами умственной деятельности - все это способствует формированию у дошкольников предпосылок к логическому мышлению. Логическое развитие ребенка предполагает формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи, умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Важно отметить, что там, где удается создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен перед понятной и близкой ему задачей, где он может опереться на наблюдение доступных его понимания фактов, можно наблюдать возникновение простейших видов логически правильного рассуждения.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, средств, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным средством развития мыслительных процессов являются занимательные дидактические материалы. Понимая это, я, на ряду с традиционными методами работы, стала искать новые перспективные.
Поиск привел меня к очень интересному дидактическому пособию, помогающему ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия – это логические блоки Дьенеша. Их использование дает мне возможность приобщать детей в игровой форме к выполнению простых действий на классификацию по общим свойствам, объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения. Дошкольники в ходе игры учатся оперировать свойствами, отношениями объектов, числами, у них развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Знакомить детей с блоками Дьенеша начала с раннего возраста, потому что уже в этом возрасте малыши знакомятся с формой и цветом. Дети не занимаются – они просто играют, получая радость от общения с красочными геометрическими фигурами, а играя – познают. В старших группах формы работы усложняются, и я считаю целесообразным дополнительно использовать игры с данным пособием в различных образовательных областях и различных видах деятельности:
- на занятиях математике;
- в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
- в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях.
- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
- как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки)
- в сюжетно-ролевых играх, например: «Магазин» — деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. «Почта» — адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» – билеты, места.
- в свободной деятельности дети выполняет с блоками различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Эффективно организовать работу по развитию логического мышления и сенсорного воспитания помогают и карточки-заместители, на которых условно обозначены свойство блоков.
С помощью карточек я развиваю у детей способность к замещению и моделированию свойств, умением кодировать и декодировать информацию о них. Карточки «рассказывают» дошкольникам о цвете, форме, величине или толщине блоков. В процессе поиска блоков со свойствами указанными на карточке дети создают своеобразную модель.
Считаю, что карточки-свойства помогают моим детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Блоки Дьенеша и карточки-замещения я использую в своей работе с дошкольниками с 2018года и могу с полной уверенностью сказать, что это универсальный дидактический материал, который развивает интеллектуальные способности и логико-математическое мышление, отличается многофункциональностью в решении математических задач, позволяет дошкольнику обрести уверенность в себе. Использование блоков Дьенеша, что очень важно, делают обучение интересным, содержательным и ненавязчивым.
Таким образом, система проведения игр и игровых упражнений с блоками Дьенеша и умелое педагогическое руководство с ними могут повысить эффективность использования блоков Дьенеша для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Такой подход к использованию блоков в работе с детьми позволяет мне решить следующие задачи:
- Развивать логическое мышление, тренировать внимание, память, восприятие.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Выводы по первой главе
Проведенный в первой главе анализ психологической и педагогической научно-исследовательской и научно-методической литературы, позволяет сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей представлений о форме предметов окружающего мира – складывающихся на основе непосредственного восприятия чувственных образов. Формирующийся в этом возрасте новый тип перцептивных действий базируется на освоении сенсорных эталонов, к числу которых относятся геометрические фигуры, воспринимаемые детьми как целостные объекты.
В отечественных программах дошкольного образования и соответствующих методических системах большое внимание уделяется ознакомлению детей с отдельными геометрическими фигурами и формированию действий зрительного и тактильно-кинестетического обследования формы предметов.
В качестве приоритетного средства решения соответствующих педагогических задач чаще рассматриваются дидактические игры и игровые упражнения с дидактическими материалами, выделяемой Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в качестве одного из основных принципов. Исходя из выше изложенного, что все это позволяет дошкольнику обрести уверенность в себе, учит излагать свои мысли, чувства и будет хорошим подспорьем при его подготовке к школе и дальнейшему обучению.
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
2.1.Определение уровня сенсорного развития у детей дошкольного возраста
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для: ознакомления детей со свойствами предметов, развития мыслительных умений, усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления и развития познавательных и творческих процессов поэтому для выявления уровня развития мыслительных операций мною использовалась методика Дьенеша.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. Диагностика по методике Дьенеша включает в себя дидактические игры и упражнения, организованные на основе логических блоков и карточек-свойств.
Игры первого варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством. С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.
Проведение диагностики предполагает следующее: примерно ориентируясь на уровень развития ребенка, необходимо предлагать ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагать предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Диагностика проводилась в средней группе МКДОУ «д/с №26» Количество детей – 20 человек, возраст 4 – 5лет. В период сентябрь 2018 год – май 2019 год. Результаты определения уровня логического мышления у детей заносятся в диагностическую карту.
Педагогическая диагностика по развитию логического мышления детей дошкольного возраста.
1.Уровень знаний детей о геометрических фигурах, их величине и толщине.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Содержание диагностического задания
Воспитатель показывает мешочек, где лежат все фигурки – блоки. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
2.Уровень знаний по развитию логического мышления, памяти.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Материал: набор блоков Дьенеша.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель выкладывает на стол несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
3.Уровень знаний по умению анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель выкладывает в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
4.Уровень знаний по умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Материал: обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель перед началом игры совместно с детьми выясняет, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов не может производить логическую операцию «не».
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
5. Уровень знаний по умению разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель перед началом игры выясняет, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
1.Затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
2.После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов не производит логические операции «не», «и», «или».
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
6. Уровень знаний по умению кодировать и декодировать информацию
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Найди нужный блок»
Материал: комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель с детьми рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
7. Уровень знаний по умению сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые».
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель рассказывает, что в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.
Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
8. Уровень знаний по умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Магазин»
Материал: товар (карточки с изображением предметов). Логические фигуры.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель рассказывает, что дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Критерии оценки
1 бал – ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов,
не умеет выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
2 балла – ребенок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
Результаты всех восьми диагностических заданий суммируются, и выводятся следующие уровни:
Высокий уровень - 19- 25 баллов
Средний уровень - 15 – 18 баллов
Низкий уровень - 10 - 13 баллов
Диагностическая карта «Определения уровня логического мышления» (сентябрь 2018) начало учебного года
Таблица 1
Ф.И. ребенка | Диагностические задания | баллы | ||||||||
№ | 1. | 2. | 3. | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Андреева Даша | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 20 |
2 | Белоглазов Иван | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 19 |
3 | Бендер Марк | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 17 |
4 | Быкова София | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 17 |
4 | Быков Саша | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 |
6 | Войтеховская В. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 |
7 | Генрихс Полина | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 13 |
8 | Караваева Лена | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 |
9 | Лапштаев Витя | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 19 |
10 | Максимова Юл. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 15 |
11 | Пересунько Ю. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 15 |
12 | Машара Кирилл | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 18 |
13 | Нуриев Данил | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 22 |
14 | Пойда Иван | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 |
15 | Потапов Никита | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 20 |
16 | Райс Ангелина | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 12 |
17 | Теплых Верон. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 19 |
18 | Фоменко Вера | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 16 |
19 | Шатрова Маша | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 13 |
20 | Якшин Тимоша | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 21 |
Уровень развития логического мышления в начале года
Таблица 2
Уровни | Количество человек | Проценты |
Высокий | 7 | 35% |
Средний | 6 | 30% |
Низкий | 7 | 35% |
Диагностическая карта «Определения уровня логического мышления» (май 2019) конец учебного года
Таблица 3
Ф.И. ребенка | Диагностические задания | баллы | ||||||||
№ | 1. | 2. | 3. | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Андреева Даша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
2 | Белоглазов Иван | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
3 | Бендер Марк | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 |
4 | Быкова София | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 |
4 | Быков Саша | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
6 | Войтеховская В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
7 | Генрихс Полина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
8 | Караваева Лена | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
9 | Лапштаев Витя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
10 | Максимова Ю. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 20 |
11 | Пересунько Юля | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 20 |
12 | Машара Кирилл | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 22 |
13 | Нуриев Данил | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
14 | Пойда Иван | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
15 | Потапов Никита | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
16 | Райс Ангелина | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 19 |
17 | Теплых Верон. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
18 | Фоменко Вера | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 |
19 | Шатрова Маша | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 19 |
20 | Якшин Тимоша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
Уровень развития логического мышления в конце года
Таблица 4
Уровни | Количество человек | Проценты |
Высокий | 15 | 75 % |
Средний | 5 | 25% |
Низкий | 0 | 0% |
Сравнительная диагностика по выявлению уровня логического мышления у детей среднего дошкольного возраста
Из выше сказанного видно значительную положительную динамику в процессе развития логического мышления дошкольников. У основной части детей наблюдаются прочные ЗУН по ФЭМП, устойчивые побуждения.
Диагностика уровня развития логического мышления проводится для того, чтобы в дальнейшем грамотно, дифференцированно спланировать свою работу, а логические блоки являются незаменимым дидактическим материалом при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в индивидуальной и групповой работе.
2.2. Создание условий для сенсорного развития посредством логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста.
Основной формой развития логического мышления детей, конечно же, является непосредственно-образовательная деятельность. На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка. Образовательную деятельность я строю по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Л.П. Стасова «Развивающие математические игра-занятие детском саду», Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», «Давайте поиграем» под редакцией А.А.Столяра, а также «Логика и математика для дошкольников» под редакцией З.А. Михайловой, где дана система игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сегодня очень важно приобщить детей к дидактическим играм на развития логического мышления. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Они имеют непреходящее значение для познавательного развития дошкольника. С этой целью, считала необходимым разработать картотеку дидактических игр, (Приложение №1) способствующих развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей. (Приложение № 2)
Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников, как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы, которые я разнообразила:
Приемы:
- Приходом сказочных героев;
- Сюрпризным моментом
- Опросом, когда дети должны «подсказывать» герою правильные ответы или «исправлять» ошибки;
- Разъяснением понятий и терминов;
- Приемом оживления или сопоставления с живым существом
Методы:
- Наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление.
- Словесные: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение.
- Практические: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх.
Немаловажным становится вопрос организации предметной пространственной развивающей среды группы. В нашей группе есть математический центр «Занимательная математика», где собран богатый материал по работе с блоками Дьенеша: логические игры, схемы, альбомы, пособия (Приложение № 3), поэтому математическая зона стала один из любимых уголков детей, где дети с большим удовольствием играют в логические игры.
Моя задача, как воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Старалась строить свою работу по изучению материала так, чтобы новые знания детей опирались на ранее полученные. Для этого разработала перспективное планирование, которое отражает последовательность в изучении и закреплении материала, где учитывала знания, умения детей. (Приложение № 4)
Свою работу строила на следующих педагогических принципах:
- Принцип наглядности.
Считаю, что этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип реализовала через создание предметно - развивающей среды внесла в центр математики и логики логические блоки, схемы, чертежи, знаки - символы.
- Принцип индивидуального подхода.
При реализации этого принципа я учитывала высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость. Этот принцип важен во всех возрастах. Учитывала характер детей, особенности мышления. Работу с детьми организовывала с учётом их «зоны ближайшего развития».
- Принцип системности и последовательности.
Обучение строила таким образом: «от близкого к далёкому», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».
Сначала с детьми выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и величину. С этой целью предлагала сравнение фигур. Например, с помощью приема наложения – круг накладываем на квадрат, чтобы выяснить их отличия, или на квадрат можно наложить треугольник, или сам квадрат наложить на прямоугольник. Детям давала задание на выделение фигур по одному признаку, которые указаны с помощью условных обозначений: «Выложи все красные фигуры», «Выложи желтую дорожку из любых фигур». Для закрепления данного умения – выбирать фигуру по одному признаку предлагала игру «Цветная дорожка», когда надо выложить все фигуры из набора в одну линию, согласно алгоритму. Работа на этом этапе помогает детям сформировать умение выделять в предметах один признак во множестве других признаков. В работе с детьми использовала игры и упражнения 1 варианта, где дети оперируют одним свойством. («Найди клад», «Угадай-ка», «Автотрасса»). Далее предлагала на основании 2-3 свойств выбрать фигуру, например – круглую, красную или треугольную, желтую, маленькую, в этом помогали условные обозначения. Например: в играх «Угадай-ка», «Где, чей гараж?», «Дорожки», «Засели домик».
В организации процесса работы с блоками наиболее важной формой организации детей считаю совместную деятельность. В организации совместной деятельности, применяю постановку проблемной ситуации, мотивирую детей на дальнейшую работу, ставлю обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность, выступаю равноправным партнером в общении с детьми. На занятиях по математическому развитию обязательно стараюсь включить игры с блоками. Главная обучающая роль принадлежит мне, но в то же время я использую такой прием как «помоги соседу», в котором каждый ребенок может выступить советчиком другому. Следующим этапом в работе с блоками было знакомство детей со знаками-символами, умение оперировать 3,4 свойствами, с понятием отрицания свойств. Для детей устраивала конкурсы: «Украсим елку бусами», «Художники», «Магазин».
Обобщая выше сказанное, можно сказать о том, при правильно организованной предметно-пространственной развивающей среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную игровую деятельность, развивается коммуникативные навыки, логическое мышление, тренируется внимание, память, восприятие, умения выявлять свойства в объектах, называть их.
А самое главное – происходит развитие личности дошкольника. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности, в том числе способствует и развитию логических способностей детей.
Не последнее место в своей работе я отвожу взаимодействию с родителями. Семья и детский сад связаны формой преемственности и партнёрства, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучение детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, входе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.
Стараюсь организовать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимно поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, пробудить интерес к игре с логическими блоками Дьенеша у детей, поэтому постоянно использую различные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и новаторские:
• Родительские собрания
• Конференции
• Индивидуальная консультация педагога
• Родительские тренинги
• Дискуссии
• Мастер класс
• Практикумы
• Родительские вечера
- Анкетирование
Одно их форм работы с родителями, это родительское собрание на тему: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» с целью: повысить уровень компетентности родителей путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании умений дошкольников.
Провела мастер класс для родителей «Давайте вместе поиграем» (Приложение №5) с целью повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша» и научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Большое внимание уделяю и наглядной информации. Так, мною оформлены папки передвижки для родительского уголка: «Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал»; «Игры с блоками Дьенеша»; «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста» (Приложение №6)
Также провела анкетирование родителей на тему: «Развитие логического мышления у дошкольников» с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников. (Приложение №7)
Показала открытое занятие совместно с родителями «Помощь удивительным зайчатам». (Приложение № 8) Его цель - повысить компетентность родителей по формированию математических представлений детей, через – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», научить использовать их в работе с детьми.
Таким образом, мы способствовали формированию ситуации общности интересов между педагогами и родителями, и удалось повысить степень заинтересованности родителей в организации предметно-развивающейся среды.
Стараюсь установить положительный контакт между педагогами, используя такие формы, как семинар практикум, консультации, мастер класс, дискуссии. Пригласила педагогов на свой мастер класс «Блоки Дьенеша - эффективное средство математического развития дошкольников» (Приложение № 9) с целью повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блоков Дьенеша.
Выводы по второй главе
Знакомство детей с различными логическими дидактическими играми происходит в организованной образовательной деятельности по руководством педагога. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия таких дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии логического мышления. Для этого необходимо создать такие условия для организации самостоятельной деятельности детей, которые обеспечат необходимый уровень развития дошкольников.
Создание предметно - пространственной развивающей среды - неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке познавательного интереса, коммуникативных навыков, логического мышления, тренируется внимание, память, восприятие.
Развивающая среда раскрывает свои возможности только в процессе общения детей с взрослым. От его компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Рядом с ребёнком должен быть педагог, умеющий реализовать потенциал развивающей среды.
Родители, как полноправные участники педагогического процесса, могут принять активное участие в организации предметно-развивающейся среды, а значит - и в развитии математических способностей своих детей.
Итоговая диагностика по выявлению уровня логического мышления у детей среднего дошкольного возраста показывает, что последовательная, правильно организованная работа по развитию логического мышления, по средством использования ДИ в образовательной деятельности и в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ, обеспечивает положительную динамику.
Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально-творческом развитии детей является актуальным, основанным на принципах поддержки разнообразия детства, личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия педагогов и детей, уважения личности ребенка.
Заключение
Итак, можно сделать вывод, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития логических способностей ребенка. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у педагогов ДОУ, родителей, и осуществляться различными методами и средствами.
Дидактические игры с блоками Дьенеша носят полифункциональный характер. Их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, как самостоятельную игровую деятельность и как средство логического общения и развития ребёнка. Эти игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Прежде всего, это организованная образовательная деятельность под руководством педагога, а также самостоятельная и совместная деятельность детей в группе. Чтобы поддержать у детей интерес к логическим блокам и обеспечить использование ДИ в образовательной, самостоятельной и совместной деятельности, в ДОУ должна быть организована предметно-пространственная развивающая среда, основанная на определённых принципах.
Большая роль в организации и проведении ДИ в группе принадлежит педагогу. Они закрепляют и обогащают в процессе ДИ внимание, память, и логические способности детей. В связи с этим, мною проводилась большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов. Также был накоплен материал и по работе с родителями, с целью их вовлечения в воспитательно-образовательный процесс. Всё это способствовало формированию ситуации общности интересов между педагогами и родителями в вопросах развития логических способностей детей и создания предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Благодаря тесному сотрудничеству дидактический материал постоянно обновляется и пополняется.
Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения дидактических игр в работе с детьми, поэтому свою работу по развитию логических способностей детей через ДИ начала с разработки перспективного планирования "Использование дидактических игр в НОД".
Для этого я изучила и проанализировала педагогическую литературу, а затем изготовила большое количество ДИ для развития логических способностей детей.
Проведённая мною работа позволила увидеть уверенный рост уровня развития логических способностей у дошкольников, это показывают результаты итоговой диагностики.
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:
- Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.
- Примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
- Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Работа по развитию мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды. Дети с легкостью усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине. Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Дети делают первые шаги по высказыванию доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
Дети умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.
Считаю, что добилась главной цели работы, ведь при условии правильно организованной работы педагога, а также при тесном взаимодействии родителями ДОУ и возможно создание благоприятных условий для развития логических способностей детей посредством использования дидактических игр.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1.Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет»
1.Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г.
2. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.
3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.
4.З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
5. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
6.Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", - М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.
7. Л.П. Стасова «Развивающие математические игры-занятия в детском саду». Воронеж,2008
8. Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в детском саду» Воронеж, 2007
9. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Санкт-Петербург, 1997.
10.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.- 520с.
12.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил. 6.
13.Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. – 79с.
14.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
15.Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет»
16.https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839/
17.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/23/logicheskie-bloki-denesha
18.http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/12/15/metodika-raboty-s-blokami-e-denesha-i-palochkami-kh-kyuizenera.
19.«Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры» Издательство: Machaon Год издания: 2008
20.Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт- Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
21.Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическоепособие. 2011 г. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия,
Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...
Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....
Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...
"Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш....
Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...
"Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста" (с картотекой)
На основе приёма «Кубик Блума» (автор Б. Блум) мною было разработано методическое пособие с тематической картотекой для развития логического мышления детей дошкольного возраста....