Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии речи ребёнка"
учебно-методический материал (младшая группа)

Демина Алина Сергеевна

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль дидактических игр».

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них -серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Консультация для родителей

«Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни»

Здоровье нации – один из главнейших показателей ее благополучия. Обеспечение здоровья подрастающего поколения – одна из актуальных задач современного общества. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.

Однако в последнее время в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста.

Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, ухудшения экологической обстановки, социальной напряженности в обществе, на здоровье детей отрицательно влияет электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, отсутствие физической нагрузки, плохое питание, гиподинамия.

К сожалению, приступить к регулярному, направленному физическому воспитанию ребенка заставляет родителей, как правило, его слабое здоровье. Стремясь видеть своего ребенка образованным, эрудированным, родители стремятся развивать у ребенка память, мышление, творческие способности, но часто при этом забывают, что такого же внимания требует и физическое развитие ребенка, его здоровый образ жизни.

Главная задача формирования у ребенка представления о здоровом образе жизни – выработать разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки. Необходимо научить ребенка вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию, а укрепляющий его.

Одну из главнейших ролей в формировании у ребенка представления о здоровом образе жизни, играет образ жизни родителей. Ведь понятие «здоровый образ жизни» предполагает не только занятия физической культурой. Это и отказ от курения и употребления алкоголя, и правильное питание (пища должна быть здоровой, обогащенной витаминами и микроэлементами, разнообразной, активное общение с ребенком, увеличение физической активности, общение с природой, закаливание организма.

Успешному формированию у ребенка представлений о здоровом образе жизни способствует комплексный подход к этому вопросу, включающий тесное взаимодействие ребенка, семьи и дошкольного учреждения.

В обязанности взрослых входит подведение ребенка к пониманию того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой, к необходимости бережного отношения к нему.

Человек, умеющий с детских лет грамотно относиться к своему здоровью и образу жизни, надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Консультация для родителей на тему:

«Как справиться с капризами ребенка»

Детские капризы находятся в зависимости от темперамента малыша, от его эмоционального и физического состояния. Собственно в зависимости от этого ваша кроха и капризничает по-разному: дует губы или рыдает навзрыд, хнычет или визжит в гневе, кусается, кричит, швыряет все, что только под руку попадет. Почему вы не в состоянии предотвратить детские истерики, как бороться с ними? Вот с этими вопросами и предлагаю.

За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2, 5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития. В психологии он обозначается «кризис трех лет». Основная задача этого этапа – автономия, психологическое отделение от мамы, проявление собственного «я» ребенка. До этого периода он воспринимает себя и маму как единое целое, как «мы». Малыш, ощущая себя отдельной и самостоятельной личностью, начинает выражать протест против сложившихся правил. А поскольку он не обладает хорошо развитой речью для обозначения своей новой позиции, то использует все: крик, слезы, капризы, падение на пол и т. д.

Часто очень капризный ребенок бывает из-за недостатка к нему внимания взрослых. Случается, что даже родители, тратящие достаточно много времени на ребенка, все равно сталкиваются с этой проблемой, потому что детки все равно чувствуют, что родителям бывают в тягость, от этого и становятся более требовательными и капризными.

Очень часто от родителей можно услышать жалобы: «Ребенку год, очень капризный, на все просьбы, требования – сплошные отказы. Вот несколько правил, которые помогут и вам, и ему преодолеть период этого «кризисного» возраста:

• Родителям следует постараться четко определить причину детского гнева или истерики.

Когда капризы только начинаются, нужно постараться ребенка чем-нибудь отвлечь.

• Если отвлечь малыша не удалось, попробуйте оставить его на какое-то время в покое, не обращать внимания на детские истерики.

• Относитесь с вниманием к своему собственному эмоциональному состоянию. Нервозное состояние родителей довольно быстро передается ребенку, но это гораздо опасней - в отличие от нас, взрослых, ребенок не умеет сдерживать эмоции долго, ему проще устроить «сцену» - выплеснуть свое недовольство.

• Психологи рекомендуют выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее постоянно, с самых первых истерик и капризов младенца.

• Когда капризный ребенок перестанет шуметь, когда, буря утихнет, непременно поговорите с малышом ласково о случившемся.

• «Нельзя» должно быть немного (например, 5–7, но это должны быть непоколебимые правила. Если что-то нельзя в будни, то не стоит делать исключения в выходные, а также во время отъезда родителей или болезни ребенка. Если запрещает мама, этот же запрет должен подтверждать и папа, и бабушка.

Помните, что за каждым капризом стоит нереализованная детская потребность. Капризный ребенок в год, в 2 года и даже в 3 года – это вполне нормально. А вот если капризы затянулись до 5–6 лет, скорее всего, это означает, что основные задачи периода взросления не были решены вовремя.

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте»

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. При стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

В настоящее время существует множество игр и занятий для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, массаж рук, игры с маленькими предметами, лепка, рисование, аппликация.

Давайте рассмотрим наиболее интересные и эффективные из них:

1) Массаж ладошек. Используются различные предметы такие как: ребристые карандаши, бигуди-липучки, грецкие орехи и др. Предметы катаются между ладошек под интересную потешку: «Покручу-поверчу, влево-вправо, как хочу! »

2) «Чтобы мишке было теплее». Разрывание бумаги на маленькие части. Дайте ребенку цветные листы мягкой бумаги, попросите его нарвать «снежинки», затем можете вместе приклеить их на лист с изображением медвежонка в берлоге.

3) «Покорми меня! » Такую игру можно изготовить из банки: на дно приклеить игрушку (рыбку, краба и др., в крышке сделать отверстие, попросить ребенка покормить питомца (используются пуговицы различных размеров, фасоль и др.) .

4) «Цветочная полянка». На плотный материал пришить пуговицы разного цвета, сделать соответствующего цвета "цветочки" с отверстием под пуговку. Такая игра позволит вашему ребенку не только развивать ловкость рук, но и научит его застегивать/расстегивать пуговицы, научит ориентироваться по цвету.

5) "Волшебный мешочек". Поместить в мешочек маленькие игрушки (можно из-под киндеров) и небольшую конфетку (маленький шарик, мячик). Ребенок на ощупь должен найти заданный предмет

Это лишь немногие варианты игр с детьми для развития мелкой моторики рук. Фантазируйте, развивайте своих деток и результат не заставить вас ждать!

Консультация для родителей

«Учите детей любить книгу».

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и

ночной труд, вечное чтение» А. П. Чехов

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость ко всему плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Но именно в этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Прекрасно, что наши дети любят читать сами, любят слушать, когда им читают! Так давайте поддерживать этот огонек похвалой!

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе.

Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Консультация для родителей

«Развитие речи ребёнка 3–4 лет»

В возрасте 3 -4 лет речь ребёнка развивается очень активно. Речь становиться более понятной, дети могут вести простые беседы. Примерный объём словаря детей этого возраста составляет 1500 – 2000 слов различных частей речи. Дети уже могут высказывать простые суждения о предметах и явлениях окружающего их мира, устанавливать связь между ними, делать простые умозаключения.

Однако в речи детей сохраняются ошибки, как в грамматическом строи, так и в произношении. Дети ещё не понимают прошедшее и будущие время и в речи чаще используют настоящие время. Испытывают трудности при пересказе сказки или событий. Но в это же время у детей активно развивается навык словообразование, словоизменения и навык составления предложений.

Один из показателей правильного развития речи детей 3 – 4 лет является активное совершенствование звукопроизношения. У детей этого возраста появляются такие сложные звуки как: Ы, Э, Х. Так же приближается к норме произношения твёрдых согласных: С, З, Ц. У некоторых детей могут появляться и такие согласные как: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Надо отметить, что речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, но она просто необходима человеку везде и особенно на этапе обучения. Формирование речи происходит, прежде всего, в повседневном общении, а взрослым следует умело помогать ребёнку, ведь чистое произношение и грамотная речь – залог успехов ребёнка.

На что же стоит обратить внимание, чтобы речь ребёнка развивалась правильно:

-Чтение и пересказывание с ребёнком сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций.

- Беседы и обсуждения на разные темы.

- Речевые игры: «Назови ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое? »

- Игры для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, лепка, аппликации, рисования) .

Всё это необходимо для развитие связанной речи, грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.

Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...

Консультация для родителей «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"

Данная информация поможет родителям , как правильно  развивать речь рубёнка."...

Роль дидактической игры в развитии речи ребёнка

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

План работы по самообразованию на тему «Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду».

Цель:- создание в группе максимально эффективных условий для полноценного развития ребёнка в игре.- помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни.- развивать...

Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду.

ИГРА – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как оп...