Развитие цветового восприятия у детей 2 – 3 лет.
консультация (младшая группа)
В возрасте от двух до трех лет у детей происходит зарождение восприятия цвета – их первая ступень осознания многоцветного мира:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие цветового восприятия у детей 2 – 3 лет.
В возрасте от двух до трех лет у детей происходит зарождение восприятия цвета – их первая ступень осознания многоцветного мира:
Малыши начинают знакомиться с разнообразными цветами, но точно определить или назвать их ещё не всегда могут. Родители часто задаются: как и какими способами следует целенаправленно развивать цветовое восприятие в таком раннем возрасте? Необходима ли систематических подход?
Хотя интуитивно кажется, что достаточно просто играя с разноцветными игрушками, называть их цвета, такой хаотичный метод не гарантирует глубокого понимания цветовой палитры. Современная индустрия детских товаров предлагает множество ярких и пестрых предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка вместо сосредоточения его на конкретных цветах.
Оптимальный подход – это систематический курс с использованием специально подобранных упражнений. Начинать целенаправленное обучение следует ближе к двум годам, фокусируясь на основных цветах: красном, желтом, синем, зеленом, черном и белом.
Познавательные занятия должны строиться на контрасте цветов
Например:
- «Смотри! Это ярко-красный мячок, а рядом – солнечно-желтый».
- «Вот бабочка с красными крыльями, а эта — небесно-синяя».
Особенностью развития малышей в этом возрасте является их тяга к насыщенным и ярким цветам. Яркие игрушки, одежда или картинки привлекают внимание детей и вызывают положительные эмоции.
Для успешного формирования цветового восприятия:
- Предоставляйте малышам разнообразные материалы разных цветов.
- Используйте игры с цветами: раскрашивание, сортировку предметов по оттенкам, составление коллажей и других активностей.
Такие методики помогут детям не только лучше различать цвета, но и уверенно называть их.
В процессе формирования основ цветоощущения у малышей в возрасте от двух до трех лет активно применяются следующие дидактические игры и упражнения:
1. **Цветная посудка**:
- Предложение: ребенок располагает кукольную посуду, сортируя её по сходным цветам или создавая контрастные сочетания.
- Вариация: использование не только однородных предметов, но и пары цветов-антагонистов (красный – синий).
2. **Конструктор из кубиков**:
- Задача: возведение разноцветных домиков с акцентом на чередовании или контрастном комбинировании блоков.
- Разнообразие: создание фигур и узоров, где цвета играют ключевую роль.
3. **Цветная бумажные фигуры**:
- Технология:
а) Вырезание одинаковых форм из разных цветных листов;
б) Сборка сюжетов или геометрических композиций с использованием различных оттенков.
4. **Игра со шарами и мячиками**:
- Воспитатель демонстрирует шарик определенного цвета, задача ребенка – найти в наборе такой же цветной объект.
5. **Цветные дорожки**:
- Создание траекторий из разноцветных листов бумаги или картона:
а) Однотонная дорожка для закрепления восприятия цвета;
б) Многоцветный путь с акцентом на контрасте.
6. **Цвето-поиск**:
- Педагог показывает ребенку цветную карточку, и малыш должен найти в окружении (картинки или реальные предметы) объекты такого же цвета.
7. **Игры на свежем воздухе**:
- Поиск объектов определенного цвета:
а) Наблюдение за проезжающими автомобилями;
б) Определение цветовой гаммы птиц, деревьев и других природных элементов.
8. **Индивидуальный подход**:
- Учитывая уникальные особенности каждого ребенка:
а) Адаптация сложности заданий к уровню развития;
б) Включение любимых игрушек или сюжетов для повышения мотивации.
9. **Цветовой контраст как инструмент**:
- Приоритетное использование сильного цветового контраста в упражнениях:
а) Красный и зеленый, желтый и фиолетовый;
б) Создание ярких визуальных пар для лучшего запоминания.
Эти игры не только обогащают восприятие цвета у малышей, но и способствуют развитию мелкой моторики, пространственного мышления и коммуникативных навыков.
Правила работы при выполнении упражнений
на развитие цветовосприятия:
1. Задания обязательно надо выстраивать по степени усложнения.
2. Работу по развитию цветовосприятия лучше начинать с
выполнения действий с предметами, а потом можно дополнять деятельность
аппликациями и рисованием.
3. На начальном этапе по развитию цветовосприятия необходимо
использовать предметы, полностью окрашенные в один цвет, то есть нельзя
использовать предметы, у которых есть несколько цветовых сочетаний.
4. При знакомстве с новым цветом необходимо продумать
упражнения для следующих занятий, которые будут направлены на отработку
и закрепление данного цветового эталона. Задания должны быть похожи по
технике и уровню выполнения, но обязательно используется другой материал.
5. При знакомстве с цветом сначала используйте предметы, которые
имеют одинаковую форму и размер (кубики, шарики и т.п.).
6. Всегда акцентируйте внимание на названии цвета. Это ведет к
закреплению представлений о каждом цвете и к возможности дальнейшего
выполнения действий по словесной инструкции.
7. При выполнении аппликаций тщательно подбирайте цвет картона
и бумаги. Красный должен быть именно красного цвета, а не малиновым и не
рубиновым, зелёный – не изумрудными не салатовым, желтый – не
лимонным.
Итак, давайте разберемся, что такое постепенно усложняющаяся
система упражнений по развитию цветового восприятия?
1. Сначала выполняются действия с предметами, которые
позволяют малышу увидеть объединение и группировку предметов по
цветовому признаку методом сличения (такой – не такой). На этом этапе
будут задействованы предметы только двух цветов. Для этого используйте
предметы с абсолютно одинаковыми формой и размером, различающиеся
только по цвету. Это могут быть кубики, кирпичики из конструктора, шарики,
бусины и т.п. Обязательно покажите крохе образец выполнения действия:
«Красный шарик кладу к красным, а желтый к желтым». После того, как
малыш будет успешно группировать предметы по словесной инструкции,
можно переходить к следующему этапу.
2. Выбор предмета нужного цвета из множества разноцветных
предметов: «Выбери только желтые кубики», «Давай приклеим на дерево
только зеленые листочки» и т.д.
3. Группировка предметов по цвету более чем в две группы.
Например, доклеиваем вагончики сразу к паровозам красного, синего и
желтого цвета. Форма и размер предметов одинаковая.
4. Группировка предметов по цвету более чем в две группы. Форма
и размер предметов могут быть разными. Например, раскладываем по
разноцветным тарелкам овощи и фрукт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-49036-1675319912.jpg)
Материал для работы над развитием цветового восприятия у детей второй младшей группы.
В разработку входят: 1.Анкета для родителей. 2. Карта диагностического обследования цветового восприятия у детей. 3. Дидактические игры + авторские с описанием. 4. Перспективный план игровой деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-130738-1351087443.jpg)
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390054-1390570529.jpg)
Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста...
«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/12/picture-797269-1465717316.jpg)
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/01/picture-925942-1501590186.jpg)
Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни»
Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой в игре на занятиях и повседневной жизни ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995939-1516035390.jpg)
Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...