Развитие цветового восприятия у детей 2 – 3 лет.
консультация (младшая группа)

Щитова Наталья Викторовна

В возрасте от двух до трех лет у детей происходит зарождение восприятия цвета – их первая ступень осознания многоцветного мира:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tsvetovogo_vospriyatiya_u_detey_2.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветового восприятия у детей 2 – 3 лет.

В возрасте от двух до трех лет у детей происходит зарождение восприятия цвета – их первая ступень осознания многоцветного мира:

Малыши начинают знакомиться с разнообразными цветами, но точно определить или назвать их ещё не всегда могут. Родители часто задаются: как и какими способами следует целенаправленно развивать цветовое восприятие в таком раннем возрасте? Необходима ли систематических подход?

Хотя интуитивно кажется, что достаточно просто играя с разноцветными игрушками, называть их цвета, такой хаотичный метод не гарантирует глубокого понимания цветовой палитры. Современная индустрия детских товаров предлагает множество ярких и пестрых предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка вместо сосредоточения его на конкретных цветах.

Оптимальный подход – это систематический курс с использованием специально подобранных упражнений. Начинать целенаправленное обучение следует ближе к двум годам, фокусируясь на основных цветах: красном, желтом, синем, зеленом, черном и белом.

Познавательные занятия должны строиться на контрасте цветов

 Например:

- «Смотри! Это ярко-красный мячок, а рядом – солнечно-желтый».

- «Вот бабочка с красными крыльями, а эта — небесно-синяя».

Особенностью развития малышей в этом возрасте является их тяга к насыщенным и ярким цветам. Яркие игрушки, одежда или картинки привлекают внимание детей и вызывают положительные эмоции.

Для успешного формирования цветового восприятия:

- Предоставляйте малышам разнообразные материалы разных цветов.

- Используйте игры с цветами: раскрашивание, сортировку предметов по оттенкам, составление коллажей и других активностей.

Такие методики помогут детям не только лучше различать цвета, но и уверенно называть их.

В процессе формирования основ цветоощущения у малышей в возрасте от двух до трех лет активно применяются следующие дидактические игры и упражнения:

1. **Цветная посудка**:

- Предложение: ребенок располагает кукольную посуду, сортируя её по сходным цветам или создавая контрастные сочетания.

- Вариация: использование не только однородных предметов, но и пары цветов-антагонистов (красный – синий).

2. **Конструктор из кубиков**:

- Задача: возведение разноцветных домиков с акцентом на чередовании или контрастном комбинировании блоков.

- Разнообразие: создание фигур и узоров, где цвета играют ключевую роль.

3. **Цветная бумажные фигуры**:

- Технология:

а) Вырезание одинаковых форм из разных цветных листов;

б) Сборка сюжетов или геометрических композиций с использованием различных оттенков.

4. **Игра со шарами и мячиками**:

- Воспитатель демонстрирует шарик определенного цвета, задача ребенка – найти в наборе такой же цветной объект.

5. **Цветные дорожки**:

- Создание траекторий из разноцветных листов бумаги или картона:

а) Однотонная дорожка для закрепления восприятия цвета;

б) Многоцветный путь с акцентом на контрасте.

6. **Цвето-поиск**:

- Педагог показывает ребенку цветную карточку, и малыш должен найти в окружении (картинки или реальные предметы) объекты такого же цвета.

7. **Игры на свежем воздухе**:

- Поиск объектов определенного цвета:

а) Наблюдение за проезжающими автомобилями;

б) Определение цветовой гаммы птиц, деревьев и других природных элементов.

8. **Индивидуальный подход**:

- Учитывая уникальные особенности каждого ребенка:

а) Адаптация сложности заданий к уровню развития;

б) Включение любимых игрушек или сюжетов для повышения мотивации.

9. **Цветовой контраст как инструмент**:

- Приоритетное использование сильного цветового контраста в упражнениях:

а) Красный и зеленый, желтый и фиолетовый;

б) Создание ярких визуальных пар для лучшего запоминания.

Эти игры не только обогащают восприятие цвета у малышей, но и способствуют развитию мелкой моторики, пространственного мышления и коммуникативных навыков.

 Правила работы при выполнении упражнений

на развитие цветовосприятия:

1. Задания обязательно надо выстраивать по степени усложнения.

2. Работу по развитию цветовосприятия лучше начинать с

выполнения действий с предметами, а потом можно дополнять деятельность

аппликациями и рисованием.

3. На начальном этапе по развитию цветовосприятия необходимо

использовать предметы, полностью окрашенные в один цвет, то есть нельзя

использовать предметы, у которых есть несколько цветовых сочетаний.

4. При знакомстве с новым цветом необходимо продумать

упражнения для следующих занятий, которые будут направлены на отработку

и закрепление данного цветового эталона. Задания должны быть похожи по

технике и уровню выполнения, но обязательно используется другой материал.

5. При знакомстве с цветом сначала используйте предметы, которые

имеют одинаковую форму и размер (кубики, шарики и т.п.).

6. Всегда акцентируйте внимание на названии цвета. Это ведет к

закреплению представлений о каждом цвете и к возможности дальнейшего

выполнения действий по словесной инструкции.

7. При выполнении аппликаций тщательно подбирайте цвет картона

и бумаги. Красный должен быть именно красного цвета, а не малиновым и не

рубиновым, зелёный – не изумрудными не салатовым, желтый – не

лимонным.

Итак, давайте разберемся, что такое постепенно усложняющаяся

система упражнений по развитию цветового восприятия?

1. Сначала выполняются действия с предметами, которые

позволяют малышу увидеть объединение и группировку предметов по

цветовому признаку методом сличения (такой – не такой). На этом этапе

будут задействованы предметы только двух цветов. Для этого используйте

предметы с абсолютно одинаковыми формой и размером, различающиеся

только по цвету. Это могут быть кубики, кирпичики из конструктора, шарики,

бусины и т.п. Обязательно покажите крохе образец выполнения действия:

«Красный шарик кладу к красным, а желтый к желтым». После того, как

малыш будет успешно группировать предметы по словесной инструкции,

можно переходить к следующему этапу.

2. Выбор предмета нужного цвета из множества разноцветных

предметов: «Выбери только желтые кубики», «Давай приклеим на дерево

только зеленые листочки» и т.д.

3. Группировка предметов по цвету более чем в две группы.

Например, доклеиваем вагончики сразу к паровозам красного, синего и

желтого цвета. Форма и размер предметов одинаковая.

4. Группировка предметов по цвету более чем в две группы. Форма

и размер предметов могут быть разными. Например, раскладываем по

разноцветным тарелкам овощи и фрукт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для работы над развитием цветового восприятия у детей второй младшей группы.

В разработку входят: 1.Анкета для родителей. 2. Карта диагностического обследования цветового восприятия у детей. 3. Дидактические игры + авторские с описанием. 4. Перспективный план игровой деятельно...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....

Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста...

«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...

Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни»

Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой  в игре на  занятиях и повседневной жизни ....

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...