Главные вкладки
Психологическая готовность к школе. Как наиболее продуктивно использовать лето перед школой?
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №142»
Психологическая готовность к школе.
Как наиболее продуктивно использовать лето перед школой?
(консультация для родителей)
Подготовила: педагог-психолог
МДОАУ №142
Кролик Елена Григорьевна
Оренбург, 2024 г.
Что такое психологическая готовность к школе? Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе («школьной зрелости»): интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6—7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не сможет успешно учиться в школе.
Однако необходимо помнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален в силу закона неравномерности психического развития. Одни дети рано начинают ходить, другие — говорить, третьи начинают говорить поздно, но зато сразу целыми фразами, да еще буквы запоминают. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. К моменту поступления в школу не так важно иметь конкретные сформированные навыки (например, уметь читать или считать), важнее, чтобы ребенок мог воспринимать и усваивать новый материал — обладал так называемой обучаемостью.
Как и когда начинать готовить ребенка к школе? Для каждой составляющей школьной зрелости существует свой сенситивный период (оптимальный возраст, когда соответствующие способности лучше всего поддаются развитию), а также свои способы их формирования.
Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика. Умение слушаться, следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе обыкновенной игры в «дочки-матери», в «штандер», в настольные игры с правилами. Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его не будут принимать в игру другие дети. Вам знакомы фразы типа: «Ты неправильно играешь, так мамы не делают!», «Сейчас мой ход, а не твой!», «Ты жульничаешь!»? Если эти фразы предназначаются вашему ребенку чаще, чем его приятелям, это тревожный звонок — он не умеет действовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно просто — играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти — типа «Мемори», в «Да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры.
Групповые игры со сверстниками, выяснения отношений между ними дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа «Найдите 10 отличий между картинками», «С кем кто разговаривает по телефону?», «Путаница», «Что здесь лишнее?» и т. д. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное — следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.
Общая осведомленность — это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3—5 лет задают множество вопросов типа «А что это? А откуда берется ветер? А как устроен компьютер?». И так далее. Нам иногда бывает лень отвечать на эти вопросы, но наши ответы — это один из основных источников познания о мире. Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно. Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.
Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало времени и множество детей, будучи в старших классах, не умеют красиво и быстро писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог — большинство детей пишут с ужасающими ошибками. Важно не перестараться и обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно давать ребенку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрих пунктиром изображения и т. п. Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как неприятная обязанность.
Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бумаги или пластмассы, рисование, вязание (особенно крючком), собирание мозаик.
Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть неполезным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассникам только предстоит научиться в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К III—IV классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных».
Таким образом, подготовка к школе — процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к обучению, стоит заранее поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы, поговорить с родителями первоклассников и учителем.
Как мотивировать ребенка к школе? Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий и их соответствие образцам или правилам, а личность маленького человека мало кому интересна. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я» от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей. Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть со стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.
Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в успехах тех детей, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо», или «чтобы он не болтался без дела», и совершенно не интересуются его успехами.
Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это — стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания или «чтобы была хорошая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: «В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа». Вспомните свое отношение к школе: боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе?
Ваше отношение к школе и учебе ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно? Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы? Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.
Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрастают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, вспомните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать — если он опережает требования программы, то будет спокойнее себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
- Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
- Их длительность не должна превышать 35 минут.
- Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
- Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
- Полезно моделировать «школьную» ситуацию, приглашая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.
- Избегайте заниматься с ребенком, в ущерб игре, которая остается у дошкольника главной (ведущей) деятельностью.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укрепляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо способствуют развитию концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно предложить отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. Если ребенок не имеет ничего против прополки грядок или приготовления домашнего теста, имейте в виду, что и эти полезные бытовые занятия также служат упражнению внимания, моторики, восприятия.
И, каковы бы ни были объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-247201-1366725144.jpg)
Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?
Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой? Последнее «вольное» лето дошкольников приносит ро...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-486460-1479240532.jpg)
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-935639-1499767251.jpg)
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/27/picture-1157992-1566929063.jpg)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...