Социальная история
консультация
Социальная история — это метод помощи детям с аутизмом, доказавший свою эффективность в научных исследованиях. Часто люди с РАС страдают от неопределенности и испытывают сильный стресс, когда не знают, что их ждет. Вы можете использовать социальную историю, чтобы заранее их подготовить. Не обязательно, чтобы история включала все детали мероприятия, всего несколько знакомых признаков или ситуаций во время посещения кинотеатра/театра/ киноконцертного зала/музея уже могут значительно уменьшить тревожность и стресс. В этом и состоит основная цель социальной истории — сделать непонятную или новую ситуацию как можно более знакомой заранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 418.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 « Ласточка»
Консультация для родителей
Тема:
«Социальная история»
Выполнил: воспитатель
Козлова Анжелика Андреевна
г. Богородск
2025
Социальная история — это метод помощи детям с аутизмом, доказавший свою эффективность в научных исследованиях. Часто люди с РАС страдают от неопределенности и испытывают сильный стресс, когда не знают, что их ждет. Вы можете использовать социальную историю, чтобы заранее их подготовить. Не обязательно, чтобы история включала все детали мероприятия, всего несколько знакомых признаков или ситуаций во время посещения кинотеатра/театра/ киноконцертного зала/музея уже могут значительно уменьшить тревожность и стресс. В этом и состоит основная цель социальной истории — сделать непонятную или новую ситуацию как можно более знакомой заранее.
Важные моменты при написании
Зрительные образы — наиболее простой и доступный способ донести информацию до любого ребенка, поэтому социальная история должна больше показывать, чем рассказывать. Больше картинок, меньше текста. Предложения должны быть короткими и по возможности простыми. В качестве изображений важно использовать реалистичные фотографии места, лучше всего сделать эти фотографии специально для истории незадолго до мероприятия. Какие это могут быть фотографии, описывается ниже. Перед работой над социальной историей важно приехать в здание кинотеатра/театра и «пройти» его, представляя себя на месте ребенка. При этом важно ответить на следующие вопросы, сделав соответствующие фотографии:
- Что привлекает наибольшее внимание визуально? Может быть, у
здания или в нем есть какие-то знакомые детям изображения персонажей, статуи, фонтан?
- О каких «опасностях» нужно предупредить маленького зрителя?
- Что издает громкие звуки, неожиданно начинает двигаться, где может быть очень шумно и людно?
- В каких ситуациях ребенку придется ждать? Ожидание может представлять проблему для детей с аутизмом.
- Какие помещения увидит ребенок, попав внутрь?
В социальной истории используется только первое лицо: «Я пойду в кино», «Мы сядем в зале», «Я буду вести себя хорошо».
Ребенку важно идентифицировать себя с тем, о чем ему читают.
Директивные предложения в истории нужно свести к минимуму.
Директивные предложения — это инструкции о том, что надо или не надо делать. Пример директивного предложения: «Даже если вокруг будет очень шумно, я постараюсь оставаться спокойным и не буду отходить от ». Большинство предложений должны быть описательными (что будет происходить: «Мы войдем в холл кинотеатра, там может быть много других детей и их родителей») и перспективными (как воспринимают ситуацию окружающие: «Если я буду вести себя тихо и спокойно, то все подумают, что я очень хорошо себя веду»).
Социальную историю не читают на месте! Для того, чтобы она эффективно выполняла свою функцию, ее необходимо читать ребенку или вместе с ним каждый день в течение 1–2 недель. Это даст ему время подготовиться, а во время самого визита можно просто обращаться к социальной истории или напоминать ребенку о его отдельных пунктах. Лучше всего читать социальную историю в спокойной обстановке, когда ребенок доволен и расслаблен, нельзя его заставлять, если ему не понравится чтение. По большому счету это выглядит как чтение книги про него самого! Социальная история должна быть рассчитана на любой уровень восприятия речи, поэтому при ее составлении стоит использовать короткие, четкие фразы и опираться на визуальные образы, картинки, фотографии конкретных мест, предметов. В этом случае даже те дети, которые не умеют читать или плохо понимают речь, смогут с помощью родителей получить представление о предстоящем мероприятии и месте, где оно будет проходить.
Пример социальной истории «Я иду в кино!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с РАС используя социальные истории
Социальные истории – это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка....

Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС
В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...

Метод социального взаимодействия детей с РАС "Социальные истории"
Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии. Почему? В большенстве случаев эти дети - неговорящие. Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зр...

Консультация для родителей. Социальная история для детей с РАС — создание и использование
Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.Что собой пред...

Социальные истории как метод формирования навыков самообслуживания и личной гигиены детей с РАС
В статье описана технология составления социальных историй для развития самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей с РАС...
Социальная история "Поведение за столом"
quot;Социальные истории "- широко применяемая во всем мире методика Кэрол Грей , цель которой помочь развить социальные навыки детям и подросткам с растройством аутистического спектра.Данная соц...