Метод социального взаимодействия детей с РАС "Социальные истории"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Алымова Елена Васильевна

Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии. Почему? В большенстве случаев эти дети - неговорящие. Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблемм - соцмальные истории которые помогают людям в спектре аутизма "считывать" и понимать социальные ситуации. Адекватное социальноеповедение объясняется ребенку в форме истории - алгоритма в картинках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx44.06 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»

Доклад к презентации:

«Социальная история для детей с РАС –?»

(метод социального взаимодействия детей с РАС)

Подготовила учитель-дефектолог:

Алымова Елена Васильевна

Северск, 2018

1 (слайд)

Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. ПОЧЕМУ? В большинстве эти дети ни говорящие.

Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории.

2 (слайд)

Этот метод был разработан  Кэрол Грей и его цель – предоставить аутичному ребенку (человеку) ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

3 (слайд)

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию. Кроме того, популярная система ПЭКС также фундаментально опирается на визуальную поддержку. И это неслучайно, ведь визуализация при обучении очень эффективна для людей с РАС, так как использует самый сильный канал восприятия. В среднем случае именно зрение развито у ребёнка с РАС более всего.

4 (слайд)

Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость, страх, радость и т.д.

5 (слайд)

Как составить социальную историю для ребенка с аутизмом?

Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных, перспективных и директивных предложений. Всегда, любая социальная история начинается с описательных предложений!

Вид первый – Описательные предложения = ситуация в которую попадает ребенок

Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что они делают и почему.

Вид второй – Перспективные предложения = Что произойдёт

Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы ребенок узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события.

Вид третий – Директивное предложение = Что должен делать ребёнок

Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Обычно начинаются с «Я смогу…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…меня похвалят».

6 (слайд) Работа со слайдом

Описательные предложения

Пример описательных предложений: «В последнее время актуальна тема эвакуации, когда в Д/С включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Педагоги, персонал учреждения, прикрепленный за каждой группой, помогают нам одеться, дружно и быстро выйти из здания.

  1. Что? Громкий сигнал пожарной тревоги.
  2. Кто? Приходят взрослые, помогают одеваться.
  3. Зачем? Чтобы дружно и быстро выйти из Д/С.

Перспективные предложения

Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Вспомогательный персонал могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не понимаю, что делать, ни одеваюсь и не выхожу достаточно быстро. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».

  1. У меня страх, слезы.
  2. Я ни понимаю, что мне делать и чего от меня хотят взрослые.
  3. А взрослые в свою очередь ни понимают, почему я так себя веду, и начинают ругаться.
  4. Почему? Потому что их задача быстро всех одеть и вывести из горящего здания.

Директивные предложения

Я постараюсь, сделаю глубокий вдох, успокоюсь, оденусь и быстро выбегу из здания. Меня похвалят – я молодец. Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».

  1. Я постараюсь успокоиться.
  2. Сделаю глубокий вдох.
  3. Оденусь.
  4. И быстро со всеми выбегу на улицу.
  5. За это меня похвалят – я молодец!

Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.

Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор ребенка. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у ребенка возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем меньше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки ребенку о том, как следует реагировать.

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке (альбоме), которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого воспитанника!

7 (слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40» Презентацию подготовила: учитель-дефектолог Алымова Елена Васильевна «Социальная история для детей с ОВЗ»

Слайд 3

Социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями и использованием картинок. Является методом визуальной поддержки.

Слайд 4

Наглядность метода Социальных историй печатные или электронные материалы; ярлыки и указатели; причинно-следственные картинки; пары картинок « Сначала-потом »; фотографии самого ребёнка , его близких и окружающих предметов.

Слайд 5

Как составить социальную историю для ребенка с аутизмом? ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем? ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства, настроение и действие. ДИРЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории

Слайд 6

Пожарная тревога

Слайд 7

УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа.

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа....

Статья. Основные методы социального развития детей с ОНР.

Основные методы социального развития детей с ОНР....

Проектная и познавательно-исследовательская деятельность как методы интерактивного взаимодействия детей и взрослых.

В статье представлен опыт работы МБДОУ "ЦРР - детский сад № 123" по организации различных интерактивных форм познавательно-исследовательской и проектной деятельности, использовании инновационных метод...

Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья

Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь...