Метод социального взаимодействия детей с РАС "Социальные истории"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии. Почему? В большенстве случаев эти дети - неговорящие. Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблемм - соцмальные истории которые помогают людям в спектре аутизма "считывать" и понимать социальные ситуации. Адекватное социальноеповедение объясняется ребенку в форме истории - алгоритма в картинках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.docx | 44.06 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40»
Доклад к презентации:
«Социальная история для детей с РАС –?»
(метод социального взаимодействия детей с РАС)
Подготовила учитель-дефектолог:
Алымова Елена Васильевна
Северск, 2018
1 (слайд)
Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. ПОЧЕМУ? В большинстве эти дети ни говорящие.
Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории.
2 (слайд)
Этот метод был разработан Кэрол Грей и его цель – предоставить аутичному ребенку (человеку) ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).
3 (слайд)
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию. Кроме того, популярная система ПЭКС также фундаментально опирается на визуальную поддержку. И это неслучайно, ведь визуализация при обучении очень эффективна для людей с РАС, так как использует самый сильный канал восприятия. В среднем случае именно зрение развито у ребёнка с РАС более всего.
4 (слайд)
Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость, страх, радость и т.д.
5 (слайд)
Как составить социальную историю для ребенка с аутизмом?
Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных, перспективных и директивных предложений. Всегда, любая социальная история начинается с описательных предложений!
Вид первый – Описательные предложения = ситуация в которую попадает ребенок
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что они делают и почему.
Вид второй – Перспективные предложения = Что произойдёт
Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы ребенок узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события.
Вид третий – Директивное предложение = Что должен делать ребёнок
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Обычно начинаются с «Я смогу…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…меня похвалят».
6 (слайд) Работа со слайдом
Описательные предложения
Пример описательных предложений: «В последнее время актуальна тема эвакуации, когда в Д/С включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Педагоги, персонал учреждения, прикрепленный за каждой группой, помогают нам одеться, дружно и быстро выйти из здания.
- Что? Громкий сигнал пожарной тревоги.
- Кто? Приходят взрослые, помогают одеваться.
- Зачем? Чтобы дружно и быстро выйти из Д/С.
Перспективные предложения
Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Вспомогательный персонал могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не понимаю, что делать, ни одеваюсь и не выхожу достаточно быстро. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».
- У меня страх, слезы.
- Я ни понимаю, что мне делать и чего от меня хотят взрослые.
- А взрослые в свою очередь ни понимают, почему я так себя веду, и начинают ругаться.
- Почему? Потому что их задача быстро всех одеть и вывести из горящего здания.
Директивные предложения
Я постараюсь, сделаю глубокий вдох, успокоюсь, оденусь и быстро выбегу из здания. Меня похвалят – я молодец. Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».
- Я постараюсь успокоиться.
- Сделаю глубокий вдох.
- Оденусь.
- И быстро со всеми выбегу на улицу.
- За это меня похвалят – я молодец!
Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.
Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор ребенка. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у ребенка возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем меньше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки ребенку о том, как следует реагировать.
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке (альбоме), которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого воспитанника!
7 (слайд)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями и использованием картинок. Является методом визуальной поддержки.
Наглядность метода Социальных историй печатные или электронные материалы; ярлыки и указатели; причинно-следственные картинки; пары картинок « Сначала-потом »; фотографии самого ребёнка , его близких и окружающих предметов.
Как составить социальную историю для ребенка с аутизмом? ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем? ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства, настроение и действие. ДИРЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории
Пожарная тревога
УДАЧИ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа.
Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа....
Статья. Основные методы социального развития детей с ОНР.
Основные методы социального развития детей с ОНР....
Проектная и познавательно-исследовательская деятельность как методы интерактивного взаимодействия детей и взрослых.
В статье представлен опыт работы МБДОУ "ЦРР - детский сад № 123" по организации различных интерактивных форм познавательно-исследовательской и проектной деятельности, использовании инновационных метод...
Мероприятие в фитнес-центре по взаимодействию детей раннего возраста в рамках проекта "Социальное партнерство"детей подготовительной группы №4 и детей старшей группы №5.
Дети подготовительной группы выступали в роли трениров фитнес-технологий....
Мероприятие в фитнес-центре по взаимодействию детей раннего возраста в рамках проекта "Социальное партнерство"детей подготовительной группы №4 и детей старшей группы №5.
Дети подготовительной группы №4 выступили в роли трениров по использованию фитнес-технологий....
Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья
Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь...
Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья
https://nsportal.ru/workspace/876840/post...