Социальные истории как метод формирования навыков самообслуживания и личной гигиены детей с РАС
статья
В статье описана технология составления социальных историй для развития самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gomzina_statya_sotsialnye_istorii.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальные истории как метод формирования навыков самообслуживания и личной гигиены детей с РАС
Л.В. Гомзина, воспитатель МБДОУ №17, г. Орёл
Аннотация. В статье описана технология составления социальных историй для развития самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей с РАС
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребёнка.
Дети с РАС испытывают трудности в овладении навыков одевания, раздевания, приёма пищи, мытья рук. С цель формирования социальных навыков в группе для детей с ОВЗ используются схемы, пиктограммы, карточки, расписания, социальные истории.
Социальные истории – это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Социальные истории используются для обучения детей с РАС социальным навыкам формирования самообслуживания и личной гигиены. Социальные истории – это плацдарм для формирования у ребёнка уверенности в себе и позитивного ожидания от самостоятельной деятельности.
При написании социальных историй учитываются особенности развития каждого ребёнка. Поэтому истории составляются специально для конкретного ребёнка.
Для написания социальных историй выбирается тема, то есть то действие, которое у ребёнка вызывает трудности. Социальные истории описывают только одну ситуацию. Социальную историю необходимо назвать, причём название должно быть кратким, но отражать основное содержание. Например, «Моем руки». Социальные истории пишутся как для детей, умеющих читать, так и для детей, не владеющих чтением, но понимающих устную речь.
Одним из условий написания социальных историй является составление историй от первого лица, так как такое написание делает историю более понятной для ребёнка. Если для написания истории используется, какой-то-то персонаж, важно, чтобы этот персонаж был похож на ребёнка.
Для написания социальных историй для дошкольников необходимо использовать разные виды предложений. Описательные предложения рассказывают о том, что ребёнок делает в конкретной ситуации, ситуация происходит. Это основная часть социальной истории.
Также используются перспективные предложения, которые описывают реакции других людей, что важно для понимания ребёнком важности ситуации.
В социальной истории должны быть предложения, указывающие на желательный образ действия. Это директивные предложения, они строятся в утвердительной форме, позитивно объясняя желательное действие. В написании социальных историй чаще используется одно директивное предложение.
Для формирования навыков самообслуживания и личной гигиены составлены истории, к которым подобраны иллюстрации, схемы, пиктограммы. Например, «Моем руки правильно». «Алгоритм одевания одежды весной и осенью», «Обедаем», «Планирование действий. определение их последовательности», карточки-действия, карточки-предметы.
Социальная история «Моем руки»
Цель. Формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей правильно мыть руки, пользоваться мылом, полотенцем.
Руки нужно мыть после посещения туалета, по возвращении с прогулки, перед приёмом пищи.
1. Я закатываю рукава.
2. Я открываю кран с тёплой водой.
3. Я беру мыло, намыливаю руки.
4. Я смываю пену.
5. Я закрываю кран.
6. Я вытираю руки полотенцем.
7. Я опускаю рукава.
Воспитатели довольны, когда у меня чистые руки.
Социальная история «Одеваемся на прогулку»
Цель. Формировать навыки самообслуживания, учить детей самостоятельно, последовательно одеваться.
1. Я одеваюсь в раздевальной комнате.
2. Сидеть нужно напротив своего шкафа.
3. Я открываю шкаф.
4. Я надеваю колготки.
5. Я надеваю брюки.
6. Я надеваю свитер.
7. Я надеваю шапку.
8. Я надеваю куртку.
9. Я завязываю шарф.
10. Я обуваю сапоги.
11. Я надеваю перчатки.
Мама радуется, что я умею одеваться.
Социальная история «Обедаем»
Цель. Формировать умение правильно вести себя во время приёма пищи, соблюдать правила гигиены.
1. Перед едой необходимо мыть руки.
2. Я сажусь за стол.
2. Я ем, я пью.
3.Я вытираю рот салфеткой.
4. Я говорю «спасибо».
5. Я убираю посуду.
Воспитатели радуются, когда я правильно веду себя за столом.
Ребёнок знакомится с историей, читая или слушая её. Если ребёнок умеет читать, он читает её самостоятельно. Если ребёнок не умеет читать, читает взрослый. При чтении историй необходимо избегать ситуаций, когда ребёнок устал или раздражён. После прочтения истории обсуждают с ребёнком, чтобы понять понял ли ребёнок смысл истории.
Социальные истории ребёнок слушает один раз в день. Если у ребёнка развивается описанный навык, постепенно уменьшается её применение и убираются директивные предложения.
По мере того как ребёнок будет осваивать новые навыки, и будет меняться его поведение, должны меняться и сами истории. Они могут становиться сложнее, в них могут повышаться требования к выполнению определённых действий. Самое главное, чтобы тот набор историй, которые в данный момент есть у ребёнка, отвечал его ежедневным потребностям.
Список литературы:
- Грей К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом //Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2018.
- Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. М. 2015
- Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на тему: «Быть опрятным - хорошо!» (2 младшая группа)
Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой ...
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков детей раннего возравста на тему:" Поможем Хрюше быть опрятным"
Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол...
Консультация для родителей «Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Повседневная жизнь детского сада и семьи должна быть наполнена посильной ребёнку трудовой деятельностью со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать трудовые усилия ребёнка, его желание быть ...
Формирование у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены
Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту с...
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на тему: «Быть опрятным - хорошо!»
Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой ...
Консультация для родителей "Стихи для взрослых и малышей, помогающие освоить навыки самообслуживания и личной гигиены. "
Это небольшие стихи с помощью которых можно прививать малышам простейшие навыки самообслуживания и личной гигиены....
Методы формирования навыков самообслуживания.
Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем приним...