"Обучение - важно ли оно"
консультация (старшая группа)

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.А обучение постепенно вплетается в жизнь ребенка. Очень важно научить ребенка трудиться , ставить цель,выполнять определенные правила . Это в дальнейшем очень пригодится ему в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2obuchenie_-_vazhno_li_ono.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение - важно ли оно.

Если игра является основным видом деятельности дошкольника, то обучение, как и труд, лишь постепенно вкрапляется в жизнь ребенка после года. Со временем значение этого нового вида деятельности все возрастает. В отличие от игры и труда обучение дошкольника регулируется принципом обязательности и лимитируется временем. Так ли это важно? Да: ведь ребенок готовится к школе.

Если  наблюдать за поведением детей во время деятельности, то можно увидеть, что многие неорганизованны: они часто отвлекаются, уклоняются от выполнения задания, медлительны. У таких детей плохо развито чувство времени, они подчас не успевают закончить задание в отведенное ему время. Именно поэтому сегодня пока вашему ребенку 5 -6 лет, следует обратить внимание на то, как он занимается. Если вы наблюдаете у ребенка стремление превратить исполнение учебного задания в игру, это должно вызвать беспокойство. Это может  быть симптомом того, что в школе ребенок тоже постарается превратить урок в игру. В таком случае учение не станет для него настоящим трудом. Вот почему целесообразно приучать ребенка и дома заниматься не только тем, чем он хочет, но и периодически предлагать ребенку соответствующие его знаниям и умениям задания, контролируя при этом время и качество исполнения. Не надо требовать от ребенка действий по вашему образцу, а предоставлять ему возможность проявить выдумку и инициативу, возможность размышлять, вспоминать, представлять, фантазировать. Постепенно ваш ребенок привыкает к занятиям. Чередует их с игрой, особенно ему нравятся занятия лепкой, рисованием, аппликацией и конструированием. Почему именно ими? Потому что они дают большой простор их воображению, позволяют выражать свое «я». В рисовании ребенок свободен от ограничений умениями. Не спешите с оценками детских рисунков. Особенно к негативным. Ваш ребенок рисует не ради оценки, не ради похвалы, а для себя самого. Но при этом, конечно же, радуется, если его хвалят, огорчается, если вы выражаете недоумение. Хорошо, когда вы мудро признаете за своим ребенком право на собственное ощущение, собственное мышление.

Реже, но тоже охотно, занимаются дошкольники и лепкой. Лепка позволяет ребенку показать предмет в трех измерениях.

Умение дошкольников вырезать из бумаги определенные предметы или их части и наклеивая на лист бумаги, придавая форму определенной композиции, содействуют занятия аппликацией. После шести лет можно вместо бумаги изготавливать аппликацию из ткани. Можно сделать самим аппликацию  на детской подушечке, на коврике. Тогда поделка приобретет смысл. Дошкольник не только занимается, он делает доброе дело.

Занятия по конструированию близки и к игре, и к настоящей трудовой деятельности. На них дошкольники упражняются в технических навыках, у ребят развиваются ум и воля. Но на начальном этапе вместе с детьми необходимо запланировать, что же он будет создавать, подобрать необходимые детали. Для того, чтобы научить ребенка правильно строить, необходимо научить его расчленять постройку на составляющие элементы. Если вы объясните своему ребенку, каковы соотношения этих элементов, подыщите подходящие по форме и размеру и покажете принцип скрепления их между собой, то это убережет вашего ребенка от дальнейших ошибок Важно своевременно научить его видеть главное, выделять основные элементы целого. Тогда не только после объяснения, но и спустя некоторое время, ваш ребенок может воспользоваться этим принципом, этим подходом к решению данной конструктивной задачи. Такое решение называется обобщенным. Умение выделять в объекте наиболее информативные признаки, членить его на части, определять свойства – важный этап работы. Если вы научите своего ребенка обследовать объект, для него не составит особого труда расчленить его на части и соотнести эти части между собой. Таким образом еще перед началом работы ребенок уже имеет правильное представление о том, что и как он будет делать. А это – уже наполовину сделанное дело.

Овладение способом выделения отдельных частей позволит ребенку самостоятельно осуществить анализ и определить свойства любого нового предмета.

Этот  предваряющий работу с конструктором этап очень важен, но сам по себе все же не может гарантировать успех. Даже зная, что и как делать, дошкольник должен уметь довести дело до конца, преодолеть возникающие трудности, завершить работу.

Процесс достижения цели – сложный, он требует вашего контроля, а при необходимости, и помощи, но помощи косвенной, эмоциональной поддержки, а не практического вмешательства.

Существуют разные способы помощи вашему ребенку.

- Ребенку только дается образец действия: взрослый многократно разбирает и собирает на глазах ребенка. Ребенок запоминает место расположения кубиков и стремится сделать также.

- Вы обращаете внимание на ошибки и объясняете, как их исправить. Ребенок пробует действовать, замечает свои ошибки, исправляет их.

- Вы учите прежде всего примеривать детали, выбирать прежде всего большие из них. Тогда ребенок приучается подбирать в любой ситуации основные детали и группировать вокруг них остальные элементы.

Последний способ является самым продуктивным. Он не частичный, как первые два, а обобщенный. Учась ему, ваш ребенок сможет выполнять многие самые разные постройки. Если же вы приучили своего ребенка действовать только двумя первыми способами, он вряд ли сможет перенести свои умения в новую, непохожую ситуацию, не сможет создать другой постройки и более сложной.

Но вот наконец, ваш ребенок добился успеха. Не спешите оценить ее сами, лучше спросите у него. Если он объективно оценивает постройку и свои усилия, вложенные в нее, значит, он самостоятельный человек. Если говорит, что не знает, просит, чтобы вы ему сказали хорошо или плохо получилось, у вас еще много работы. Перед школой обязательно надо научить оценивать свой результат. Оценивать работу можно вместе с ребенком поэтапно. Такие частичные оценки вольно или невольно приведут ребенка к суммарной, общей оценке своей работы. Однако пятилетний уж очень не любит осознавать свою неумелость. Да и не только пятилетний. Даже старший дошкольник и тот старается изо всех сил быть на высоте. Вот на занятии по развитию речи вы предлагаете ему произнести слово «рыба», зная, что он плохо произносит «Р». Скорее всего он скажет слово «окунь» или что – нибудь еще. Такой самообман придает ребенку силы и равновесие. Считайтесь с этим. Известный польский врач и педагог Я. Корчак считал, что любовь к ребенку выражается в уважении взрослым незнаний, неудач и слез малыша. Обращаясь к родителям, он писал: «Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста!» Сам ребенок редко замечает, что ему трудно. Он чаще уверен, что ему все под силу. И не редко бывает прав.

Воспитывайте музыкальное, математическое, конструктивное, словесное творчество своих детей, поддерживайте их желание импровизировать, стремиться к оригинальным нешаблонным решениям, действовать думая. Так вы научите своих детей быть счастливыми, ежедневно упражнять ум и волю, развивать чувства. А это так важно! Ведь на занятиях они готовятся к школе, вернее сказать, к самостоятельной новой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте - один из важных этапов перехода к разумному чтению.

Опыт работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Обучение детей самоанализу – важный этап умственного развития

Один из компонентов личностной готовности детей к школе связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется в частности в изменении его самооценки. Оценивая себя, ребёнок сопоставляет, сравнивает...

« РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ВАЖНЕЙШАЯ БАЗА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Общеизвестно, что овладение языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных риобретений ребёнка в дошкольном возрасте и условием успешного обучения ...

Обучение лежанию и скольжению на спине как важный этап обучения детей плаванию на спине

Обучение детей в детском саду плаванию на спине - важный жизненный навык...

Выступление на педсовете «Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения на уроках в школе»

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть р...

Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»

Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ  детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...