Обучение детей самоанализу – важный этап умственного развития
статья (старшая группа) на тему
Один из компонентов личностной готовности детей к школе связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется в частности в изменении его самооценки. Оценивая себя, ребёнок сопоставляет, сравнивает свои действия, поступки, поведение, результаты деятельности с заданными «программами», образцами, требованиями, заданиями, высказывает своё отношение к ним, осознаёт качество выполненной работы в сравнении с другими детьми и заданием. Умение оценивать себя тесно связано с умственным развитием ребёнка. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития является сформированности у них образного и словесно-логического мышления. Основы этого мышления тесно связаны с развитием речи. Таким образом, процесс овладения самооценкой и речь теснейшим образом связаны друг с другом. Но формирование самооценки не происходит само по себе, требуется определённая работа со стороны взрослых. Именно дошкольный возраст- это первая ступень формирования самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zherkova_e.n._obuchenie_detey_samoanalizu.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Н. Жеркова, воспитатель
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного
возраста – Прогимназия №17 «Звездочка» г. Нерюнгри
Обучение детей самоанализу – важный этап умственного развития
Один из компонентов личностной готовности детей к школе связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется в частности в изменении его самооценки. Оценивая себя, ребёнок сопоставляет, сравнивает свои действия, поступки, поведение, результаты деятельности с заданными «программами», образцами, требованиями, заданиями, высказывает своё отношение к ним, осознаёт качество выполненной работы в сравнении с другими детьми и заданием. Умение оценивать себя тесно связано с умственным развитием ребёнка. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития является сформированность у них образного и словесно-логического мышления. Основы этого мышления тесно связаны с развитием речи. Таким образом, процесс овладения самооценкой и речь теснейшим образом связаны друг с другом. Но формирование самооценки не происходит само по себе, требуется определённая работа со стороны взрослых. Именно дошкольный возраст- это первая ступень формирования самооценки.
Работая на старшей группе, я большое внимание уделяю обучению детей рассказыванию и обучению грамоте. И обратила внимание, что дети, испытывая речевые затруднения, слабо владеют самооценкой. Поэтому я пришла к выводу о необходимости обучения дошкольников действиям самоконтроля при обучении рассказыванию и грамоте, при этом контрольные действия должны развиваться не изолированно от выполняемой деятельности, а внутри её. Диагностика будущих первоклассников показала, что у большинства детей не сформированы контрольно-оценочные действия в процессе речевой деятельности.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Развивать умение дошкольников оценивать и контролировать учебно-речевую деятельность.
- Определить наиболее эффективные условия и способы формирования оценочно-контрольных действий на занятиях по развитию речи.
- Развивать мыслительные процессы через обучение рассказыванию.
- Активизировать речевые творческие способности детей.
- Исходя из поставленных задач, работу я построила поэтапно, что позволило её систематизировать.
На первом этапе я предлагала ребёнку ориентировочную основу действия контроля, т.е. образец действия (образец ответа, образец произношения, образец построения предложения, образец рассказа) и правильный способ выполнения этого действия.
- Дети обучались звуковому анализу слов и предложений по образцу, предложенному мною.
- Обучая детей составлять связные рассказы, я предлагала готовый план и учила детей сравнивать, соотносить свой рассказ с заданным планом. На начальных этапах обучения наблюдались трудности при выполнении задания на исправление 2-3-х грамматических ошибок в одном предложении. Определённые трудности вызвало у детей формирование самоанализа на исправление неправильного порядка слов в предложении. И значительно легче детям было заметить ошибку в построении рассказа с использованием контрольных слов. Дети, составляя рассказ по образцу, анализируют и оценивают его. Таким образом, 1 этап работы носил только обучающий характер, который позволил детям замечать ошибки, используя образец и анализировать их.
На втором этапе работы я обучала детей внешнему действию контроля и оценки. В ходе проведения работы возникла потребность внести куклу, которая помогла бы осваивать эти действия. Мы с детьми придумали ей имя- «Речевичок». Эта кукла стала главным действующим персонажем по обучению детей грамоте, рассказыванию и обучению действиям анализа. В основу обучения было положено материализованное действие в виде схем и фишек. Например: в игре «Речивечок учится говорить» , я показываю картинки, а он называет их. Детям предварительно дала инструкцию: «Если «Речевичок» сделает ошибку в слове, нужно поднять синюю фишку, если правильно произнесёт все звуки - красную». После того, как ребёнок заметит ошибку, он должен выполнить другое задание - исправить «Речевичка» , т.е. «научить» правильно произносить слово. Аналогично проводится работа по слоговому составу слова (игра «Превращалки»), где дети переставляли перепутанные «Речевичком» буквы и слоги на свои места; по анализу предложений. Детям раздаю картинки со схемой по количеству слов в предложении и фишки. «Речевичок» (я) произносит предложения медленно, интонационно выделяя каждое слово; услышав ошибку, ребёнок должен положить фишку на схему в клеточку, обозначающую слово, в произношении которого допущена ошибка, а затем исправить её. Также я проводила работу и на усвоение правильного порядка слов в предложении. Вначале давала образец с правильным порядком слов. Дети анализировали, определяли, на каком месте должно стоять каждое слово предложения. Выкладывали слова разноцветными фишками. Далее дети учили «Речевичка» строить предложения с правильным порядком слов, используя разноцветные фишки и сюжетные картинки. Например: предлагаю д/и «Живое предложение» , «Найди ошибку и исправь её». Такие игры учат детей анализировать свои ответы и ответы своих товарищей.
Для формирования оценочно-контрольных действий при восприятии детьми связного текста, применяю задания использованием наглядных опор. Для этого «Речевичку» предлагала составить рассказ из 4-х предложений с 4-мя опорными словами (по одному слову на каждое предложение). У детей схемы этих слов. Они следят за тем, все ли контрольные слова употребил «Речевичок» в своём рассказе, и на каждое контрольное слово кладут красную фишку, а на пропущенное – синюю. Дети составляют рассказ, при этом происходит самоконтроль по наглядным опорам.
Составление рассказов по кроссворду – это ещё одна разновидность обучению рассказыванию с использованием опорных слов. Кроссворд – вот новая проблема на занятии – один из самых эффективных средств активизации мыслительной деятельности. В нём есть интрига, загадка. Предлагая детям кроссворд, я ставлю их перед необходимостью преодолевать трудности, учу искать и находить ответы на вопросы. Когда дети находят выход из сложившейся ситуации, то они делают шаг в умственном развитии. В связном рассказе по кроссворду у ребёнка проявляется контроль за собственной речью. Занятие состоит из двух частей. В первой части дети находят и разгадывают кроссворд, во второй – по этим опорным словам составляют рассказ. При анализе обращаю внимание детей на то, чтобы все опорные слова были использованы.
Обучив детей анализу с помощью внешних опор, мне необходимо было предусмотреть их постепенное свёртывание, т.е. заменить схемы, фишки, эталоны проговариванием ошибки вслух и фиксирование её на полоске бумаги. Дети получили чистые полоски бумаги и карандаши. Даю указание: «Внимательно слушайте ответ «Речевичка», если услышите ошибку в слове или в предложении, поставьте чёрточку карандашом на бумаге и повторите шёпотом слово, в котором допущена ошибка. На полоске должно быть столько чёрточек, сколько «Речевичок» допустил ошибок. Запомните их, потом исправите и покажите ему, как правильно произносить эти слова и составлять предложения».
Третий этап работы по формированию оценочно-контрольных действий в процессе восприятия связной речи предполагал заменить внешние опоры (схемы, картинки, фишки, записи) планом. План предстоящего рассказа служил одновременно средством и способом обучения дошкольника действиям контроля и оценки. Умение детей прогнозировать свою предстоящую речевую деятельность, строить речевое высказывание строго по составленному плану, лежит в основе планирующего контроля. Такой контроль - один из компонентов умственной деятельности человека. Обучала детей последовательно: вначале предлагала готовый план, по которому они составляли рассказ и делали вывод, соответствует ли рассказ предложенному плану.
Во время обучения детей самостоятельному составлению плана своего рассказа, мне необходимо было научить их оценивать рассказ, в соответствии с составленным планом. Для этого я использовала сюжетные картинки, тексты художественных произведений и самостоятельные рассказы детей. Вначале учила составлять план по сюжетной картинке, затем предлагала художественный текст (составление плана рассказа или сказки с последующим пересказом), и, наконец, дети должны были составить план на основе прошлого опыта.
В ходе обучения у детей формировались следующие действия самоконтроля и самооценки:
а) составление плана рассказа (по заданной теме): «Вначале подумай, о чём будешь рассказывать, составь план, повтори его ещё раз»;
б) соотнесение содержания составленного рассказа с планом. В случае отступления от плана ребёнка останавливала, предлагала вспомнить план, а затем продолжить рассказ;
в) исправление ошибок в составленном рассказе. Ребёнку давалась инструкция, стимулирующая к самоконтролю: «Рассказать нужно по плану без ошибок. Следи за своей речью. Если сделаешь ошибку, можно сразу исправить, или остановись, не рассказывай дальше».
Хочу выделить эффективный приём записи на магнитофон. Если ребёнок рассказывал, не замечая допущенных ошибок, есть возможность прослушать магнитофонную запись, постараться заметить и исправить ошибку.
Хороший эффект дало и использование приёма В.К.Воробьёвой с применением картинного плана по обучению детей анализу при пересказе связного текста. Приём работы: (читаю текст, разбираем (вопросы-ответы), помещаю на мольберте картинки, изображающие содержание произведения).
Далее я предлагаю графический план. Усложняю приём.
Картинки с изображением предмета заменила рисунками с последующим взаимодействием символов.
Также использую метод в ситуации «письменной речи» с целью анализирования детьми своих рассказов. Я записываю детские рассказы, а затем зачитываю, вместе сравниваем их, находим и устраняем ошибки, учимся анализировать.
Постепенно в ходе обучения действия контроля и оценки переходят полностью на внутренний план. Чтобы стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий во внутреннем плане, создавала специальные речевые ситуации, включала в занятие упражнения на правильное употребление детьми предложений различной сложности и правильного порядка слов в них: «Закончи предложение», «Придумай предложение», «Переставь слова в предложении» и др.
После проведённого обучения оценка речевых умений значительно изменилась. Она стала более объективной, развёрнутой, аргументированной, адекватной, самостоятельной. Усвоение детьми оценочно-контрольных действий положительно сказалось на развитии связной речи. Это показало контрольное обследование. Анализ записанных рассказов, составленных по нетрадиционным методам: алгоритмам, схемам, эталонам, кроссвордам и.т.д. , свидетельствует о резком падении общего количества речевых ошибок. Кроме того, в ходе обучения старшие дошкольники овладели сложными интеллектуальными умениями по составлению плана, представленного рассказа, научились использовать план в качестве образца, средство для осуществления действий сличения и контроля в ходе речевой деятельности. Появился итоговый контроль и процессуальный.
В дальнейшем эту работу я намерена продолжать, т.к. обучение детей самоанализу играет существенную роль в плане речевой подготовки детей к школе.
Используемая литература:
- «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».
М.М.Алексеева, В.И.Яшина 1998г., изд. центр «Академия».
- «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе».
Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадривов. Гуманитарный изд. центр «Владос».М: 2001.
- «Психологическая помощь дошкольнику». Н.Яковлева «Валери СПД»2001.
- «Развитие речи и творчества дошкольников». О.С.Ушакова.
«Творческий центр» М: 2002.
- «Речь и речевое общение детей». А.Г. Арушанова. Центр «Дошкольное детство имени Запорожца». М. «Мозаика-Синтез» 2002.
- «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду». О.С. Ушакова, ООО ТЦ «Сфера» 2001.
- «Экспресс-диагностика готовности к школе». В.К. Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазанова. «Генезис» М: 1999.
- «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». Изд. «Ювента». Е.В. Колесникова. М: 2001г.
- «Занимательное пособие по развитию речи и мышлению».Г. Ванюхина. Издт. «Русич» 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры – важное средство умственного развития детей
консультация для родителей...
Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»
Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования в жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – челове...
Статья "Речь как важнейший механизм умственного развития детей дошкольного возраста"
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, оказывающий огромное влияние на жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен полностью владеть инструментом общен...
Консультация для родителей "Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"
Консультация для родителей о роли дидактических игр в развитии детей....
Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста
Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».
Консультация для родителей "дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"....