"Амплификация психического развития детей"
презентация

Грязнова Татьяна Михайловна
Александр Владимирович Запорожец считает, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.
Запорожец настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал малыша, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amplifikatsiya_psihicheskogo_razvitiya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Амплификация психического развития» выполнила: Грязнова Т.М. г. Улан-Удэ

Слайд 2

Что такое амплификация психического развития детей, Как вы это понимаете? Александр Владимирович Запорожец считает, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Запорожец настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал малыша, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией. Амплификация детского развития – это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей. Эта методика довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.

Слайд 4

Возрастные особенности детей с 2-3 лет У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Социально-эмоциональное развитие: Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны. Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Слайд 5

Возрастные особенности детей с 3-4 лет Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Кризис 3 лет Развитие самосознания и выделение образа «Я» По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 6

Возрастные особенности детей с 4 -5 лет Э то средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым. формируется такая важная черта, как самооценка. начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но - чувство долга. интенсивное развитие познавательной сферы ребенка. большой интерес к ровесникам, и от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов. Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. Далее развивается способность преднамеренного запоминания. преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами. Воображение активно развивается. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность. улучшается произношение звуков и дикция. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов.

Слайд 7

Возрастные особенности детей с 5 -6 лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Развивается переключаемость и распределение внимания. наглядно-образное мышление, способность ребенка к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Развивается продуктивное воображение. Развивается и сюжетно-ролевая игра. формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола. формируется способность управлять своим поведением. становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Слайд 8

Возрастные особенности детей с 6-7 лет Ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Уверенно владеет культурой самообслуживания. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение. Восприятие продолжает развиваться. Появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. развитие фантазии. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе .

Слайд 9

Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста

Слайд 11

Какая должна быть предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 12

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка Создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды Организация совместной деятельности (Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки) Установление правил взаимодействия в разных ситуациях Контроль за физическим и психическим состоянием ребёнка КОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА Условия, обеспечивающие комфортное состояние ребенка в ДОУ Индивидуальный подход к ребёнку Формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка Взаимодействие с родителями Поддержка индивидуальности и инициативы Взаимодействие со взрослыми (непосредственное общение с каждым ребенком)

Слайд 13

Неконструктивное поведение ребенка, цели? Убеждения ребенка: Я чувствую принадлежность только, когда: Цели Чувства и реакция взрослого Реакция ребенка на попытку коррекции Альтернатива для взрослого Меня замечают и обслуживают внимание Раздражение и стремление увещевать Временное прекращение и досаждение иным способом Внимание на позитивное поведение, т.к. наказание и увещевание –это внимание Контролирую ситуацию являюсь главным, никому не позволяю командовать мной власть Злость, чувство, что авторитет под угрозой. Стремление бороться или признание поражения Агрессия растет или подчинение с вызывающей покорностью Показать конструктивность власти Причиняю боль другим, т.к. сам испытываю боль. Меня нельзя любить Месть Глубокая боль и стремление расквитаться Поиски дальнейшего отмщения Избегание наказания м сведение счетов, убеждение, что ребенок любим Убеждаю других ничего не ждать от меня беспомощность Отчаяние и беспомощность Отсутствие реакции, пассивность Прекращение критики, поощрение активности в любых позитивных проявлениях

Слайд 14

Требования к современному воспитателю? Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Слайд 15

Требования к современному воспитателю? Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Слайд 16

Какими качествами должен обладать воспитатель? Профессиональная направленность. В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Педагогический такт. Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Слайд 17

Какими качествами должен обладать воспитатель? Педагогический оптимизм. Основой является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Культура профессионального общения. Воспитатель должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами. обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику. Педагогическая рефлексия. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты. Авторитетность. Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее в...

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...

Амплификация познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами семейных проектов

Амплификация  познавательного  развития  детей  старшего  дошкольного  возраста  средствами  семейных   проектов...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии И.Д.Коненковой «Обследование реч...