Амплификация познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами семейных проектов
методическая разработка (старшая группа)
Амплификация познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами семейных проектов
Скачать:
Предварительный просмотр:
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода как к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и к системе её планирования.
Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. ФГОС ДО предусматривает изменение форм и методов образовательной деятельности, интеграцию
образовательных областей при организации обучения дошкольников. А п. 3.2.5. части 3 «Требования к условиям реализации ООП» предполагает использование метод проекта, который делает образовательную систему ДОУ открытой и доступной для
активного участия родителей.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
- Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Обеспечение психолого – педегогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
(Л.А.Каменщикова)
К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, полипарадигмальность – отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течении длительного времени (М. И. Гуревич)
Основоположник метода проектов – американский педагог В. Кильпатрик, который в своих работах указывал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретённые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению последующих опытов.
Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20 – х гг. прошлого века: Б.В.Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В.Крупениной, В.Н.Шульгина.
Как полагала М.В.Крупенина, метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе с окружающей средой.
Реализация Программы подразумевает тесный контакт педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Программа направлена на обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель взаимодействия семьи и детского сада – развитие субъектной позиции родителей в педагогическом образовании через интерактивные формы и методы работы.
Задачи;
1. Помощь родителям в нахождении личностного смысла в пед образовании (познание своего ребёнка и себя),развитие личной педагогической культуры
2. Организация педагогической поддержки родителям в развитии и воспитании ребенка и себя как родителя, с учётом дифференцированного подхода.
3. Рост психолого - педагогической компетентности родителей, активное включение в совместную деятельность с ребёнком, с работниками ДОУ , при этом создавать атмосферу сотрудничества.
Результаты совместной работы с родителями:
- Ценностное, ответственное, активное, инициативное отношение родителей к образовательной деятельности, направленной на развитие и воспитание своего ребёнка, и саморазвитие себя как родителя.
- Достижение оптимального уровня конструктивных и благоприятных отношений педагога и родителей, родителей и детей.
- Рост охвата родителей в совместной образовательной деятельности.
Амплификация познавательного развития - максимальное обогащение познавательного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Каждый из видов детской деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Так, познавательно-исследовательская деятельность способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность».
(Уильям Кильпатрик)
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Функции метода семейных проектов:
- Повышение детской самостоятельности, активности, любознательности.
- Развитие у детей творческого мышления, умения находить выход из трудной ситуации.
- Дети становятся увереннее в своих силах.
- Ребёнок успешнее адаптируется к изменившейся ситуации школьного обучения.
- Вовлечение родителей и других членов семьи в образовательный процесс ДОУ
Организация работы по амплификации познавательного развития средствами семейных проектов
В основе системы работы средствами семейных проектов лежит календарь профессиональных праздников и памятных дней России.
Каждый праздник или памятный день связан с ознакомлением с великими и знаменитыми людьми той или иной профессии. Реализация семейных проектов осуществляется с учётом уровня познавательного развития детей.
Календарь профессиональных праздников
13 января – день российской печати
23 февраля – день Защитника Отечества
27 марта – Международный день театра
12 апреля – день космонавтики
9 мая – день Победы
Последняя суббота июня – день изобретателя
Последнее воскресенье июля – день Военно – морского флота
27 августа – день российского кино
26 сентября – день машиностроителя
1 октября – день музыки
4 ноября – день народного единства
7 декабря – международный день гражданской авиации
Использование продуктов семейных проектов
в образовательном процессе
Совместная деятельность
- В индивидуальной работе с детьми: как ситуативный разговор, беседы, в создании настроения, как демонстрация своих достижений.
- В НОД как средство мотивации к деятельности, развития любознательности, развития речи, развития коммуникативных и творческих способностей
- В режимных моментах: в организации выставок личных достижений ребёнка
Самостоятельная деятельность
- Для развития общения со сверстниками
- Для обеспечения эмоционального личного благополучия ребёнка
Работа с родителями по реализации семейных проектов
1 Этап : подготовительный
Цель- Планирование работы родителей по реализации семейных проектов, составление перспективного плана по включению семейных проектов в образовательный процесс.
Осознание родителями значимости реализации семейных проектов для познавательного развития детей старшего возраста, позитивное отношение к ребёнку, интерес к созданию семейных проектов.
Содержание работы:
- Презентация « Проектный метод в ДОУ»
- Обсуждение содержания работы по амплификации развития детей старшего возраста
- Составление плана работы по реализации семейных проектов.
Формы работы с родителями: анкетирование, опросы родителей, ознакомление с результатами познавательного развития группы в целом,размещение информации на стендах группы
Результат 1 этапа:
- Ценностное, ответственное, активное, инициативное отношение родителей к образовательной деятельности, направленной на развитие и воспитание своего ребёнка, и саморазвитие себя как родителя.
- Достижение оптимального уровня конструктивных и благоприятных отношений педагога и родителей.
- Рост охвата родителей в совместной образовательной деятельности.
2 Этап :деятельностный
Формы и методы работы с ребёнком по реализации семейных проектов :
Высокий уровень познавательного развития:
- составление видео презентаций
- создание коллажей, макетов
- пересказ прочитанного произведения
Средний уровень познавательного развития
- разучивание стихотворений
- создание фотовыствки
- создание тематических альбомов
Низкий уровень познавательного развития
- организация выставок рисунков
- организация выставок художественной литературы
Результат 2 этапа:
- партнёрское взаимодействие родителей с детьми в реализации единой цели, общие требования к ребёнку в д/с и дома, единство в использовании форм и методов познавательного развития. Активное участие родителей в создании продукта семейного проекта.
- Демонстрация детьми своих достижений
3 Этап :заключительный
Формы работы с родителями
Родительские собрания
Беседы, индивидуальные разговоры, анкеты, карты познавательного развития детей
Результат 3 этапа:
Презентация коллажа семейных проектов, осознание индивидуальности каждого ребёнка, его возможностей .
Эффективность технологии семейных проектов амплификации познавательного развития детей
- Семейные проекты стали эффективным средством в организации образовательного процесса в
Портфолио обеспечило личностно-ориентированный подход в образовательном процессе .
- Семейные проекты позволили выявить индивидуальность ребёнка , его способности, увлечения и интересы. Дети стали ярче демонстрировать свои достижения, обладать чувством собственного достоинства.
- Родители осознанно участвуют в образовательном процессе.
- Семейные проекты способствовали налаживанию более тёплых взаимоотношений родителей и ребёнка.
Выводы:
- Метод семейных проектов представляет собой современную технологию по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе
- Способствует укреплению связи между ДОУ и семьями воспитанников.
- В результате общения детей и взрослых создана внутри семейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых
План по организации работы с семейными проектами на год
Цель: амплификация познавательного развития детей старшего возраста, применение семейных проектов как одного из способов взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ,
Праздники и памятные дни России | Задачи | Название проекта | Изменения, произошедшие в развитии ребёнка |
12 апреля - День Космонавтики | Формировать представления о данном профессиональном празднике, расширить кругозор детей, формировать умения сотрудничества родителей и детей посредством семейных проектов | Семейные проекты «Космонавты эпохи» ( Юрий Гагарин, Валентина Терешкова) Семейный проект «Покоряем космические просторы» | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких космонавтах эпохи. Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. |
Семейный проект «Занимательные рассказы о космонавтах» | Развитие умений пересказывать ранее прочитанный материал, развивается речь | ||
9 мая – День победы | Формирование представлений о Великой Отечественной войне, героях войны, Дне Победы. Воспитание чувства гордости за своих дедушек, родственников, победивших в этой жестокой войне. | Семейные проекты «Великие полководцы Отечественной» (Георгий Жуков, Константин Рокоссовский) | Дети самостоятельно могут объяснить значение праздника, перечислить героев Великой Отечественной войны. Развиваются умения логически выстраивать полученную информацию об изучаемом человеке. |
Семейный проект «Герои земли Воскресенской» | Дети могут рассказать самостоятельно о героях – земляках, их заслугах пере Отечеством. | ||
Семейный проект «Гордость нашей семьи» | Дети могут самостоятельно рассказать о своем родственнике – участнике Великой Отечественной войны. Развивается речь, любознательность. | ||
Семейный проект «Книги о той войне» | Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. Развиваются умения выразительного чтения стихотворений | ||
Последняя суббота июня – день изобретателя | Формировать представления о данном профессиональном празднике, расширить кругозор детей, формировать умения сотрудничества родителей и детей посредством семейных проектов | Семейные проекты «Великие изобретатели эпохи» (Александр Попов, Владимир Зворыкин) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких изобретателях эпохи. |
Семейный проект «Делаем сами своими руками» | Развивается творчество детей, любознательность, познавательная активность. | ||
Последнее воскресенье июля – день Военно – морского флота | Формировать представления детей о данном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с историей Российского флота | Семейные проекты «Великие флотоводцы России» (Павел Нахимов, Петр 1) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких флотоводцах России. |
Семейный проект «Занимательные рассказы о Военно – морском флоте» | Развитие умений пересказывать ранее прочитанный материал, развивается речь | ||
Семейный проект «Корабли Военно – морского флота» | Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. | ||
27 августа – день российского кино | Формировать представления детей о данном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с великими актёрами советского кино | Семейные проекты «Великие актёры советского кино» | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких актёрах советского кино. |
Семейный проект «Кино для детей» | Развиваются навыки правильного поведения в кинотеатрах | ||
25 сентября – день машиностроителя | Формировать представления о данном профессиональном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с великими машиностроителями | Семейные проекты «Великие машиностроители» (Генри Форд, Карл Фридрих Михаэль Бенц) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких людях этой отрасли. |
Семейный проект «Удивительный мир автомобилей» | Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. Отвечать на поставленные вопросы. | ||
Семейный проект «Автомобиль моей мечты» | Развивается мышление, воображение, трудолюбие, познавательная активность, творчество. | ||
1 октября – день музыки | Формировать представления детей о данном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с великими композиторами эпохи | Семейные проекты « Выдающиеся композиторы» (Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее выдающихся композиторах эпохи. |
Семейный проект «Копилка любимых детских песен» | Развивается познавательная активность детей, творчество, музыкальный слух. | ||
4 ноября – день народного единства | Формировать представления детей о данном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с историей его возникновения и его идейными вдохновителями | Семейные проекты « Ополченцы земли Нижегородской» (Козьма Минин и Дмитрий Пожарский) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких ополченцах. |
Семейный проект «День народного единства» (выпуск стенгазет) | Развивается воображение, творчество, познавательная активность, речь. | ||
Семейный проект «Я, ты, он, она – вместе дружная страна» (выставка детских рисунков) | Развивается воображение, творчество. | ||
Семейный проект «Рассказы о дружбе взаимовыручке» | Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. Развиваются умения выразительного чтения стихотворений. | ||
7 декабря – международный день гражданской авиации | Формировать представления о данном профессиональном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с выдающимися летчиками гражданской авиации | Семейные проекты «Лётчики гражданской авиации» ( Владимир Шарпатов, Константин Ярошенко) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких лётчиках нашей эпохи. |
Семейный проект «Самолёты гражданской авиации» | Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. | ||
| Формировать представления о данном профессиональном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с известными детскими писателями | Семейные проекты «Знаменитые детские писатели» ( Эдуард Успенский, Виктор Драгунский) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее любимых детских писателях. |
Семейный проект «Любимые произведения» | Развитие умений выступать перед группой детей, пересказывать прочитанное произведение. Развитие воображения, творчества детей. | ||
23 февраля – день Защитника Отечества | Формировать представления о данном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с выдающимися полководцами великой Руси, историей возникновения праздника | Семейные проекты «Выдающиеся полководцы великой Руси» (Александр Невский, Дмитрий Донской) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких полководцах великой Руси. |
Семейный проект «День Защитника Отечества» (выпуск стенгазет) | Развивается воображение, творчество, познавательная активность, речь. | ||
Семейный проект «Мой папа» (фотоколлажи) | Развивается воображение, творчество, познавательная активность, речь. | ||
Семейный проект « Рассказы о защитниках Родины, Отечества» | Развитие умений выступать перед группой детей. Составлять описательные рассказы. Развиваются умения выразительного чтения стихотворений. Развивается воображение, творческая активность детей. | ||
| Формировать представления о данном профессиональном празднике, расширить кругозор детей, познакомить детей с великими актёрами театра | Семейные проекты «Актёры театра нашего времени» (Максим Аверин, Вера Алентова) | Развитие связной речи, умений находить информацию в различных источниках, отбирать нужную и структурировать её. Составлять рассказы о наиболее ярких актёрах театра современности.. |
Семейный проект «Театры Нижнего Новгорода» (Стенгазета) | Развивается воображение, творчество, познавательная активность, речь. |