Мастер класс Игровые технологии с родителями
методическая разработка
Мастер класс Игровые технологии с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_igrovye_tehnologii_s_roditelyami.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Солнышко» Смоленский район д. Сметанино
Тема мастер-класса:
«Игровые технологии в работе с родителями».
Подготовила
воспитатель Гаврилова Л.И.
д. Сметанино 2021 год
Своё выступление мне хочется начать с высказываний:
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Василий Александрович Сухомлинский
Актуальность
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. И в этом помогает в работе с родителями использование игровых технологий. В чем же актуальность игровых технологий? Как вы, думаете, взрослые любят играть? Почему?
- В игре проще освоить и осознать суть происходящего.
- В игре есть возможность отвлечься и отдохнуть.
- Все участники игры получают положительные эмоции.
- В ходе игры происходит сплочение участников образовательного процесса.
Именно игра является одной из уникальных форм позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным.
Взаимодействие педагога и родителей - сложная задача. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить некоторым родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. В последнее время, зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучных), воспитание деформировано, это обусловлено, прежде всего:
- педагогической неграмотностью и бескультурьем родителей;
- отсутствием в семье благоприятных отношений;
- аморальный образ жизни родителей;
- отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
От того как сложатся отношения в воспитательном треугольнике ( родитель -воспитатель - дошкольник), во многом зависят результаты обучения и воспитания дошкольников.
Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Именно поэтому приняла решение рассмотреть тему мастер- класса: «Игровые технологии в работе с родителями».
Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера в использовании игровых технологии в работе с родителями.
Задачи:
- Продемонстрировать участникам мастер-класса использование игровых методов и приёмов работы с родителями.
- Вовлечение участников мастер - класса в обсуждение данной проблемы.
- Формирование и развитие у педагогов навыков в организации и проведении эффективной работы с родителями, посредством игровых приемов.
- Побудить участников мастер-класса к широкому использованию игровых технологий в практике различных форм работы с родителями.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Оборудование: картотека игр для работы с родителями, простые карандаши на каждого участника, силуэты яблок красного и зеленого на каждого участника, упаковка салфеток, лист бумаги на каждого участника фонограмма музыки для игры «Солнечный луч».
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения игровых методов и приемов работы педагога, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания дошкольников.
Практический выход: картотека игр, содержащая перечень наиболее удачных игровых приемов, используемых в работе с родителями.
Ход мастер – класса:
Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности.
Игровая педагогическая технология - это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению родителей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей,
целостностью.
Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с
целью коррекции результатов.
Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта
обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Мероприятия, построенные в игровой форме, выполняют серьезные педагогические задачи: помогают вовлечь родителей в образовательный процесс.
Какие требования применяют к игровым технологиям в работе с родителями:
- игры должны способствовать осознанию родителями значимых вопросов и решению актуальных проблем;
- игр должно быть «в меру»;
- необходимо учитывать возрастные особенности родителей;
- соответствие игры пространству;
- игры должны иметь результат (мысль, идею).
Игровые технологии в работе с родителями применяются:
- как часть формы взаимодействия (семинар-практикум, мастер-класс, деловая игра, встреча-путешествие, родительское собрание);
- как самостоятельная форма (для родителей, для детей и родителей).
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1. развлекательную: основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
3 игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
4. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;
5. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
6. социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Структура игровой технологии следующая:
- игровая задача;
- правила;
- деятельность;
- результат.
По содержанию игры можно подразделять на:
- Игры-разминки, игры-знакомства. (Игры: «Ласковые, нежные слова», «Давайте познакомимся», «Имя-качество», «Давайте поздороваемся», «Эмоциональное знакомство», «Поздороваемся», «Кто я?», «Приветствие», «Разминка», «Апельсины»,«Бумажные салфетки», «Ладошка»).
- Игры на снятие тревожности. (Игры: «Апельсин», «Радуга», «Я сильный – я слабый», «Чудесный мешочек», «Три зеркала»).
- Игры на определение лидерства. (Игры: «Карета», «Сделай шаг вперед» «Большая семейная фотография», «Карабас»).
- Игры на сплочение. (Игры: «Порядковый счет», «Опусти предмет», «Дракон. Самурай. Принцесса», «Шапка вопросов», «Пазлы», «Вавилонская башня», «Гусеница»).
- Игры на укрепление семейных традиций. (Игры: «Как мы похожи!», «Сердце семьи», «Видимо не видимо»).
- Игры в детско-родительской паре . (Игры: «Распускающийся бутон», «Говорящие руки», «Строим башню», «Добрые дела»).
- Игры-размышления, проблемные ситуации. (Игры: «Выполни задание»,«Вернисаж детских капризов», «Педагогическая дилемма», «Качества успешной личности», «Волшебная палочка», «Мне кажется, в детстве ты был (а)…»,«Паутинка»).
Только, прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра - это не самоцель, а средство повышения коммуникативной культуры и духовного единения участников воспитательного процесса.
Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, позволяющие предстать родителям активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Их можно использовать как на родительских собраниях, так и при других формах организации встреч с родителями.
Игра-знакомство «Бумажные салфетки».
Участникам передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается назвать себя и рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.
Упражнение помогает участникам познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу
Игра-разминка. «КОМПЛИМЕНТЫ»
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
Игра-размышления, проблемные ситуации.
Игра «Выполни задание».
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение.
Главное условие — закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого
есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте
внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Ещё сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
7. И в последний раз сложите лист пополам.
8. А теперь оторвите правый верхний уголок.
Ведущий: Откройте глаза, покажите всем свои работы. Обратите внимание, у всех они - разные! Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам парадокс: - мы используем одни и те же методы и приемы воспитания, но наши дети абсолютно не похожи друг на друга ни в саду, ни в семье.
Вывод. Не огорчайтесь, если ваши дети не полностью оправдывает
ваши мечты и надежды. Они пришли в этот мир, чтобы делать свои ошибки,
у них своя миссия и своё место в истории. Поэтому просто любите их такими, какие они есть.
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители.
Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем участникам предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман.
Подводится итог. Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка
Игра «Сочини сказку». (Игра на сплочение).
Участникам предлагается начало сказки и ее конец. Каждый по кругу называет одно или два предложения и передает ход следующему, пока сказка не завершится (для передачи хода используется любой предмет).
Начало сказки: «Рано утром дети, которые пришли в детский сад вдруг решили……»
Окончание сказки: «…Торжественное награждение родителей и детей проходило на сцене ДК».
Упражнение «Удовольствие»
Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается разобрать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Игра «Солнечный луч». (Игра на снятие тревожности).
(Можно проиграть со всеми участниками мастер класса)
Сядьте удобнее и закройте глаза, расслабтесь. Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и у вас разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойными и удовлетворенными жизнью. Когда я досчитаю до пяти, вы откроете глаза, будете бодры и свежи.
В середине каждого мероприятия ( родительское собрание) рекомендуется использовать разминки.
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:
Участники в кругу.
- Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.
- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.
- Если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;
- Если вы полагаете, что ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;
- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.
Эффективность:
Применение данной технологии приводит:
-к сплочению детско-родительского коллектива группы;
- к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы
и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;
-к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.
Веер игровых приемов чрезвычайно широк, поэтому ключевое действие педагога - это отбор и подбор игры, как метода, адекватного поставленной воспитательной задаче. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, так как они становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. Феномен игры состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.
Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю
оценить его упражнением «Плодородный сад».
На доске плакат, (или слайд) на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос:
Что вы думаете о прошедшем мастер- классе?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам мастер-класса и пожеланиями на будущее (либо поднимаю вверх).
Уважаемые коллеги, ваши вопросы?
Напоследок я хотела бы предложить вам своеобразный рецепт счастья и может быть он поможет вам в вашем нелегком труде. Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!!!
Спасибо за внимание!!!
Информационные ресурсы:
#1045;вдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника».
#1050;исилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод в
9
деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
#1050;рылова Н.М. «Детский сад - Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». ТЦ Сфера, 2013.
#1052;аейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада».
#1055;астухова И.О. «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».
#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
#1048;нтернет - ресурсы: «МАААМ. RU», «Социальная сеть работников
8. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. − М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича.
Мастер- класс.Игровая технологияинтеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования«Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича....
Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...
Мастер-класс "Игровые технологии"
Игровые технологии в социально-коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, ...
Мастер-класса «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - как средство интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста».
Развитие интеллектуальных итворческих способностей детей дошкольного возраста - через равивающую технологтю Воскобовича....
Мастер класс: «Игровые технологии, как развитие социальных навыков у дошкольников»
Мастер класс:«Игровые технологии, как развитие социальных навыков у дошкольников»...
Мастер класс "Игровые технологии для детей с ОВЗ"
Мастер класс по работе с пособиями В.В. Воскобовича. Работа с игровизором и волшебным квадратом....