Семейное чтение: возрождение забытых традиций
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Многие первоклассники неграмотно пишут, мало читают, не умеют грамотно строить свою речь при разговоре, снижается культура общения. Что поможет родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, залог их жизненного успеха?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitaem_doma.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное чтение: возрождение забытых традиций
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, заложить основы настоящего человека. И, конечно, значимость семьи в данном контексте выходит на первое место. Однако, можно наблюдать, что семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи. Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, невнимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь.
Причина – в функциональной незрелости структур головного мозга в процессе беременности, в том, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с
широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь. Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:
1. Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок, чаще без осознания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижает возможности его к адаптации к окружающему миру.
2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также формирования мышления. В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление).
Семейное чтение может помочь родителям правильно развить ребенка.
Многие мамы спрашивают: «В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?».
Даем советы родителям:
• Дети 2 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать («Колобок», «Репка», Теремок»).
• Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому лучше рассказывать ему сказки своими словами и одновременно рассматривать картинки в книжке.
• У детей 3 лет словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно читать стихотворения. Познакомить с произведениями местных авторов.
• У детей 4–5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно приступать к заучиванию стихотворений.
• Для детей 6–7 лет к народным сказкам добавляются и авторские сказки.
Совместное чтение укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу
семьи, мы взаимодействуем, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем
тепло друг друга.
«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг
себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес
к печатному слову, конечно, у него возникнет и будет расти», -говорил Л. В. Успенский (писатель, филолог, лингвист).
Для создания семейного чтения родителям советуем:
• Лучше всего обустраивать в доме удобные места для чтения.
• Заводить семейные традиции чтения каждый день.
• Читать ребенку с выражением, с интонацией.
• Отказаться от телевизоров в спальне.
Сегодня, в мире современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало «немодным». Сейчас мы видим наших детей, отдающих все свободное время «чудесам техники», и задаем себе вопрос: «Что делать? Как побудить интерес к книге?». Но чтобы побудить ребенка к чтению, прежде всего, ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Важно понимать, что если ребенок с пеленок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет любящим книгу.
Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
В XIX – начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали, как в семье читают произведения для взрослых. Еще А.С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от ее чтения: хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в современном обществе. Это то, отчего мы ушли; это то, к чему необходимо вернуться. Домашнее (семейное) чтение – источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Ведь семейное чтение – это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге, а средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом, это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение, кроме того, сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
• совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;
• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий: целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь. Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения
интересным и полезным:
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка;
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;
3) если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
4) порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то, –это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если ребенок попросил и назавтра ту же сказку или главу из книги – это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.
Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае
можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Чтобы процесс семейного чтения стал для ребенка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:
• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки.
• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;
• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т.д.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечет» в семью уже повзрослевших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".
В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...
Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"
«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...
Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"
Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...
Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"
Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....
Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.
Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...
Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.
Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества. Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...