Родительское собрание на тему: «Песенки, потешки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Расширить представления родителей о роли малых фольклорных произведении в развитии речи детей раннего возраста.

Формировать у родителей потребность в использовании малых фольклорных произведении в кругу семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx257.3 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Песенки, потешки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста»

http://player.myshared.ru/987429/data/images/img50.png

                                                                 

Цель:

Формирование педагогической компетентности родителей о влиянии малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста

Задачи:

Расширить представления родителей о роли малых фольклорных произведении в развитии речи детей раннего возраста.

Формировать у родителей потребность в использовании малых фольклорных произведении в кругу семьи.

Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Форма организации: круглый стол

Приемы активизации родителей:

- создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,

- вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

- предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом,

- тренинговые игровые упражнения и задания.

Краткий ход родительского собрания.

Организационная часть.

В зале оформлена выставка художественной литературы и дидактического материала по теме собрания. Звучит народная музыка. Родители рассаживаются за столы, поставленные в форме круга.

Основная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Тема сегодняшней встречи «Песенки, потешки и пестушки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста». Пройдет наша встреча в форме круглого стола, за которым мы обсудим вопросы нашей темы, поделимся собственным опытом, поучаствуем в игровых упражнениях и заданиях.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: лексической, фонетической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности ребенка в современном мире.

Немалую роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественная литература и фольклор.

Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить детей с устным народным творчеством, тем больше вероятность того, что ребенок начнет раньше говорить, научиться связно выражать свои мысли, эмоции.

Первые художественные произведения, которые слышит ребенок - это малые фольклорные произведения. Колыбельные песенки, потешки, прибаутки доступны для восприятия детей раннего возраста, поэтому их необходимо вводить в повседневный разговор.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

Целенаправленное и систематическое использование фольклорных произведений в детском саду и дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

1.Итак, первый вопрос для обсуждения: что такое потешки? В каких видах деятельности можно использовать потешки? (Рассуждения и примеры родителей)

Обобщение рассуждений:

Потешка – это песенка-приговорка, краткий стишок, забавный и легко запоминающийся; часто сопровождающийся игровыми движениями. Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему что-то не нравится.

Потешки используют:

  • когда укладывают спать:

Маленькие заиньки захотели баиньки.

Мы немножечко поспим, мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим и тихонько посопим.

  • когда помогают проснуться с хорошим настроением:

Котик серенький присел на печурочке.

И тихонечко запел песню Юрочке.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

  • когда ребенка одевают на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Надеваем Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

  • кормят:

Каша вкусная дымится,

Саша кашу есть садится.

Очень каша хороша, ели кашу не спеша.

Ложку за ложкой,

Ели понемножку.

  • купают, умывают:

Ай лады, лады, лады

не боимся мы воды.

Чистая водичка умоет наше личико.

Вымоет ладошки,

Намочит их немножко.

  • для игры с ним:

Раз, два, тои, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

В гости куколка пришла

И игрушки принесла.

  • для обучения малыша в игровой форме и т. д.

А сейчас мы с вами немножко поиграем.

1.Задание «Продолжи потешку» (Продолжить текст потешки ):

*Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,.. (далее…)

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет, -

Забодает, забодает, забодает!

*Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,.. (далее…)

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

*Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:.. (далее)

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

*Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,.. (далее)

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

*Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,.. (далее…)

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

*Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы… (далее…)

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

*Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: (далее…)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

*Сорока-белобока

Кашу варила, … (далее…)

Детей кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала.

Этот мал, не дорос,

Он воды не принес.

*- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки. … (далее…)

- Что ели?

- Кашку-

Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели

2.Задание: игра на звукоподражание «Во дворе». 

 - Потешки помогают развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Теперь представим, что мы с вами попали в деревню и услышали очень много разных звуков, которые сейчас с вами повторим.

Наши уточки с утра: "Кря-кря-кря, кря-кря-кря."

Наши гуси у пруда: "Га-га-га, га-га-га."

А индюк среди двора: "Бал-бал-бал-балды-балда."

Наши гуленьки вверху: "Гуру-гуру-гур-гуру."

Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко."

А коровушки в хлеву: «Муу, муу».

Наши лошади в загоне: «Й-о-о, й-о-о».

Поросята у корыта: «Хрю, хрю, хрю, хрю».

А собака в конуре: «Гав, гав, гав, гав».

И котенок у крыльца: «Мяу-мяу, мяу-мяу».

Скачут козы во дворе: «Ме, ме, ме, ме».

А барашки все в овчарне: «Бее, бее, бее».

А как Петя-петушок ранним-рано поутру

Закричит: "Ку-ка-ре-куууууу!!!!"

Молодцы! У вас очень хорошо получилось!

3. Задание «Волшебный мешочек» (игрушки-образы потешек: котенок, собачка, петушок, птичка, палочка, огурчик, баранки, куколка)

- В этом мешочке находятся герои потешек. Вам необходимо вспомнить  и рассказать потешку.

2. Второй вопрос для обсуждения: что такое колыбельные песенки? (Рассуждения и примеры родителей)

Обобщение рассуждений:

Колыбельные песни – байки. «Баять» - баюкать, говорить.

Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:

Котик-котенька-коток,

котик, серенький лобок,

приди, котя, ночевать,

мою деточку качать…

Неспешный ритм, напевность располагали детей ко сну. Считается, что первоначально перед сном пели заговоры-обереги. Недаром в таких песнях обязательно упоминалось имя ребенка.

Ай-люли-люли-люли,

Прилетели журавли…

4. Задание «Уложи спать малыша» (Вспомнить колыбельные песенки)

Если родители затрудняются, можно предложить им тексты песенок.

*У кота ли, у кота

Колыбелька золота;

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова;

У мово ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Одеяльце хороша;

У мово ли у дитяти

Да получше его.

*Уж ты, котенька-коток,

Уж ты, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусочек пирога

И кувшин молока.

Шубку кунью я куплю

И сапожки закажу.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

*Баю-баю-баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травку едят,

Деткам спать они велят.

*Тише, куры, не шумите.

Мово Ваню не бдите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

*Люли, люлюшки, люли,

Прилетели к нам гули:

Гули, гулюшки

Сели к люлюшке.

Они стали ворковать,

Мою дитятку качать,

Мою милу величать,

Прибаюкивать.

*Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Моя деточка боится,

Ты, собачка, не лай,

Мою детку не пугай.

*Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Мой Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастит побольше.

*Люли, люли, люленьки,

Прилетали гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали Дашеньку качать,

Стали Дашеньку качать,

Стала Даша засыпать.

*Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок к нам не ходи,

Нашу детку не буди!

*Не скребутся паучки

Все по норкам спать легли;

Не летают гули -

Все давно уснули.

Только серенький волчок

Ходит ночью у ворот,

Хочет Вову забирать,

Мы не будем отдавать.

*Байки-побайки

Прискакали зайки.

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудку играть,

Начал Миша засыпать.

Вывод:

- В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем приобщиться к нему, играть и, играя, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками.

Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, созданию благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

Вашему вниманию я предлагаю выставку художественной литературы и дидактического материала с фольклорными произведениями, которая поможет вам знакомить малышей с разнообразными видами словесного народного творчества.

Предполагаемый результат (проект решения):

1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе применения малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста

2. Применять в повседневной жизни элементы фольклора для активизации речи детей, в том числе, предложенные воспитателями.

Анкета для родителей

«Фольклор в Вашей семье»

Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, связанных с использованием малых фольклорных произведении для развития речи детей раннего возраста в условиях семьи. Внимательно прочтите каждый из них и обозначьте свой ответ. Ваши искренние и полные ответы позволят нам найти пути для более тесного сотрудничества с Вами в сфере влияния малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста.

 Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...