Рабочая программа по дополнительному образованию "Умелые ручки"
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию :Кружок "Умелые ручки"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Сказка»
Перспективный план работы кружка "Умелые ручки" с детьми
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Почемучки»
Воспитатель:
Трофимова Л.А.
Казьминское
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей группы «Лучики». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том ,что используются разные формы работ подходы .
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами , не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Умелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.
Цель
1. Развивать мышление, воображение
2. Мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи
#1057;формировать у детей интерес к видам труда.
#1055;ознакомить со свойствами материалов.
#1056;азвивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
#1057;пособствовать выработке навыков работы с различными материалами.
#1059;чить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
#1057;пособствовать развитию конструктивной деятельности.
#1056;азвивать твёрдость рук, технические навыки.
#1057;пособствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.
В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов :
- Работа с бумагой и картоном
- Работа с тканью и нитью
- Работа с природным материалом
- Работа с бросовым материалом
- Лепка
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Список детей
1Антоненко Дарья
#1040;нтоненко Полина
#1043;рицаева Амелия
#1050;рикунов Данил
#1052;ещерякова Дарина
#1052;орозова Кира
#1056;оманская Дарья
#1057;негирь Александр
#1057;олодов Дмитрий
10Таранюк Егор
#1064;ироеова Полина
#1071;ценко Роман
№ | Месяц | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Сентябрь | Вводное занятие | 1 |
Объемная аппликация из бросового материала | 1 | ||
Октябрь | |||
Мозаичная аппликация | 4 | ||
2 | Ноябрь | Обрывная аппликация | 4 |
3 | Декабрь | Объемная аппликация из бросового материала | 4 |
4 | Январь | Аппликация из ваты | 4 |
5 | Февраль | Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон. | |
6 | Март | Подделки из природного материала | 4 |
7 | Апрель | Аппликации из цветной и гофрированной бумаги | 4 |
8 | Май | Аппликации из ткани | 4 |
Перспективный план
Сентябрь (Объемная аппликация из бросового материала)
#1042;водное занятие.
Цель: познакомить детей с объемной аппликацией. Закреплять знания о характерных особенностях объемной аппликации.
2. Беседа « Как появились ножницы».
Цель: формировать представление детей о необходимости соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. Научить детей работать с трафаретами, наклеивать аппликацию на основу.
3. «Весёлый ёжик»
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,
соблюдая расстояние между ними.
Октябрь (Мозаичная аппликация).
1. «Венок для Машеньки».
Цель: познакомить детей с объемной аппликацией. Закреплять знания о характерных особенностях объемной аппликации.
2. « Полярная сова»
Цель: Учить детей делать поделку используя природный материал- перья
Оборудование и материалы: ножницы, трафареты, бумага цветная ( коричневая), клей.
;Яблочко».
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,
соблюдая расстояние между ними.
;Листик».
Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.
Ноябрь (обрывная аппликация).
1. « Деревья».
Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.
2 .« Яблочный сад».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.
; В саду много ягод и цветов».
Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).
4. «Зверюшки».
Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.
Декабрь
(объёмные аппликации из бросового материала).
1. «Зимушка, зима».
Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.
#1059;крашением на елку (снежинка).
Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность. 3.Открытка «Веселые хоровод».
Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
;Елочка»
Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.
Январь (аппликации из ваты)
; Зайчик»
Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты , дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
2. «Барашек»
Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.
3. «Веселый снеговик».
Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;
4. «Картина зимний лес».
Февраль (аппликация из крупы, яиц, макарон).
; Декоративные узоры на круге».( Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).
Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество
;Цыплёнок». (Аппликация из крупы).
Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.
;Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).
Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.
;Открытка ко дню защитника отечества». ( Аппликация из макарон).
Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.
Март «аппликация из природного материала»
;Зверушки».
Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.
; Ёжик».
Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана , проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.
3. «Веточки с листьми»
4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»
Апрель
«аппликация из цветной и гофрированной бумаги»
- « Первые цветы».
Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
; Ракеты и кометы».
Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника ( большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).
; Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).
Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых , туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
;Аппликация корзина с цветами ».
Май «аппликация из ткани и нити »
;Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»
Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
;Морковка». (Аппликация из ниток).
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
;Валентинки». (Аппликация из резаных ниток).
Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.
; Красивое платье». ( Аппликация из ткани).
Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
- О материалах, инструментах;
- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- О видах декоративно - прикладного искусства
- Об особенностях лепных игрушек;
- О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)
- О проектной деятельности.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
- Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
- Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
- Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
- Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
- Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
- Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
- Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
- Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
Цель программы:- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;- развитие самостоятельности анализа и мышления;- воспитание лю...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет
Данная программа содержит годовой план работы кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет....
Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны
Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
В данной программе отраженна работа с детьми по дополнительному образованию с детьми старшего и подготовителных групп...
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации и ручному труду
Цель работы: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования. Задачи: - Развивать творческие способности.- Развивать мелкую моторику рук...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Программа ориентирована на реализацию творческого потенциала детей 4-7 лет, развитие их воображения, фантазии. На занятиях используется личностно-ориентированный подход, при этом учитываются психологи...