"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Дарья Николаевна Мигалина

Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка познать окружающий мир.

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Практическая значимость представленных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в обеспечении единства и непрерывности педагогического процесса, внесении в этот процесс необходимой ребенку особой положительной эмоциональной окраски.

Инновационная направленность в использовании непрерывной игровой деятельности в семье и ДОО, нетрадиционных формах взаимодействия (буклеты, памятки, т.д.).

Степень распространения представленных материалов. Данные формы сотрудничества эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад № 10»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идет своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

Развитие мелкой моторики у ребенка происходит постепенно и последовательно:

 Сенсорная интеграция – тренировка кисти (поглаживание разных фактур – ковер, пол, стол, стулья, свое и мамино лицо), овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей.

После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.

 Сенсомоторная координация – правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

 Движение – сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация глаз и руки, а также действий обеих рук. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

 Дотягивание, ощупывание – предоставить ребенку новые стимулы из разных положений, например, из положения сидя на коленях у мамы «в гнездышке» дотянуться и потрогать лицо мамы.

 Захват и удержание – важно подобрать игрушки для захвата, чтобы они были достаточно удобными (подвесные погремушки, пробки).

 Выпускание – важно заинтересовать ребенка отпустить эту игрушку и взять другую.

 Отталкивание и сдвигание – от себя, в сторону, важно учитывать легкость предмета, можно отталкивать машинки, мяч, сдвигать посуду, кирпичик.

 Подтягивание – в позе сидя на руках «Ку-ку».

 Перенос – из одной емкости в другую рукой или с помощью ложки.

 Нажатие – при игре с водой нажатие губкой, пена.

 Манипулирование – помахать, постучать, открыть и закрыть.

 Бимануальные навыки – ладушки, нанизывать бусины, откручивать, одевать и раздевать куклу, застегивать застежки, шнуровать шнурки, принимать пищу, пить, умываться и чистить зубы, ловить мяч, стирать, мыть посуду, лепить, рисовать.

 застёгивание пуговиц;

 завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);

 переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком;

 доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне;

 пальчиковые игры. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

Когда ребенку исполнится 2,5-3 года, начинаем разучивать упражнения без речевого

сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте можно использовать фигурки с изображением животных, птиц, предметов. Все фигурки – с небольшим стихотворным сопровождением.

Например:

“ОЧКИ” (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

“СТУЛ” (левая ладонь – вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

МДОАУ «Детский сад № 10»

        Мигалина Дарья Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...