Нетрадиционные приёмы в художественно-эстетическом развитии детей (лепка, аппликация, ручной труд).
консультация
В настоящее время развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные приёмы в художественно-эстетическом развитии детей (лепка, аппликация, ручной труд).
Актуальность темы (пояснительная записка):
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит проблема повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания заключается не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его из дошкольного возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
В настоящее время развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Рука – вышедший наружу мозг» - писал И. Кант.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, занятия.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Я использую в своей работе нетрадиционные формы организации работы в виде обрывной аппликации, аппликации из салфеток, ваты, аппликации из вырезанных ладошек, лепки из солёного теста, конструирование из природного материала, конструирование несложного оригами
.Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте у ребенка формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.
Аппликация из квадратиков скатанных цветных салфеток: Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из распушенных салфеток Кружочки из салфеток диаметром 5-6 см., соединение стиплером по центру. Можно добавить кружки меньшего размера и другого цвета. Начиная с серединки поднимаем салфетку – распушиваем, чтобы она приобрела объем.
Солёное тесто - в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.
Ручной труд из природного материала:
(Высушенные листья, шишки сосны, ели, каштаны, желуди, орехи (грецкие), семена, плоды рябины, камушки, сухие веточки.)
Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Практически в любое время года можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Главное условие работы с детьми - это выбор уровня сложности работы, соответствующего возможностям и интересам детей. Слишком простые, как и слишком трудные действия не вызывают у детей интереса.
Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Перечень изучаемой литературы
1.Г. Н. Давыдова «Поделки из бросового материала»; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2.И. М. Петрова «Волшебные полоски»; Издательство «Детство-пресс», 2000
3.И. М. Петрова «Театр на столе»; Издательство «Детство-пресс», 2003
4.Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»; Издательство «Скрипторий 2003»
5.Л. А. Садилова «Поделки из мятой бумаги»; »; Издательство «Скрипторий 2003»,2008
6. М. Зимина «Учимся лепить и рисовать» СПб.: «Кристалл»; «Валери СПб»
7.Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»; Издательство «Академия развития»
8.Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»; СПБ «Детство-Пресс», 2004
9.Н. В. Дубровская «Подарки для мамы»; СПб «Детство-Пресс», 2014
10.Н.В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги»; СПб «Детство-Пресс», 2009
11.Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги»; Ярославль «Академия развития», 2004
12.Г. И. Долженко «100 оригами»; Ярославль «Академия развития», 2004
13.С. Ю. Афонькин «Оригами и аппликация»; Издательство «Кристалл».
14.Т. Сержантова «365 моделий оригами»; Москва «Айрис- пресс»
15.Е.Румянцева «Праздничные открытки»; Москва «Айрис-пресс»,2005
16.Сайты из интернетресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по художественно-эстетическому направлению «Исследовательская деятельность в процессе ручного труда»
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Рабочая программа художественно- эстетическое развитие детей (Лепка/ Аппликация) 3х-4х лет
Развитие мелкой моторики рукУчить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между соб...
Дополнительная образовательная деятельность по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации, ручного труда "Чудеса своими руками"
Занятия по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации и ручному труду побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел ...