Дополнительная образовательная деятельность по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации, ручного труда "Чудеса своими руками"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Занятия по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации и ручному труду побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_svoimi_rukami.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ
детского сада № 4 г.Туймазы
___________ Такашова Л.Г.
Пр. № от «01» 09.2022 г.
Рабочая программа дополнительной образовательной
деятельности педагога с детьми «Чудеса своими руками»
подготовительная к школе группа № 1 «Белочка»
на 2022-2023 учебный год
Составила: воспитатель
Нурисламова Л.С.
Рассмотрена на педагогическом совете
МАДОУ детского сада № 4 г.Туймазы
Протокол № 1 от 1 .9. 2022 г.
г.Туймазы, 2022г.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………..3
Перспективный план ……………………………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………….17
Список использованной литературы …………………………………… .…18
Пояснительная записка
Кружок «Чудеса своими руками» направлен на развитие художественно-творческих способностей посредством занятий по нетрадиционному рисованию и ручному труду. Кружок рассчитан для детей дошкольного возраста, подготовительной к школе группы.
В процессе реализации программы «Чудеса своими руками» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию рисунков, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Рисование и ручной труд являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческой деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение лепки, пластилинографии, нетрадиционным техникам рисования.
Занятия по нетрадиционной технике рисования побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами лепки, аппликации и нетрадиционного рисования.
Задачи.
Обучающие:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Продолжать знакомить с методами работы пластилинографии, лепки и аппликации, используя различные природные и бросовые материалы.
- Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок,вата, манная каша), познакомить с их свойствами.
- Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов.
- Формировать умение видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
- Формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
- Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации самостоятельной личности ребенка.
Новизной и отличительной особенностью программы «Чудеса своими руками» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисунки детей 6-7 лет приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Этот возраст - ключевой в развитии воображения.
Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Материал для работы:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки, вата
- поролоновые печатки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки, бумажные;
- природный материал (шишки, скорлупа грецких орехов, косточки фруктов, семена);
- цветная бумага, ножницы;
- бросовый материал (упаковки из под сока, пластилиновые коробки, контейнер из киндера, коктейльные трубочки);
- крупа;
- нитки.
Используемые методы
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Принципы:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Принцип доступности материала.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Режим занятий: подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36занятий. Длительность занятии - 30 минут.
Ожидаемый результат. Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Перспективный план
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | «Ежик» (из скорлупы грецких орехов и пластилина) | Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством пластилина, преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Октябрь | «Деревья». Вид снизу на верх. Рисование листьев тычком жесткой кисти | Учить детей рисовать с помощью тычка кисти, приемом примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
Октябрь | «Дары осени». (мятая бумага) | Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно. |
Октябрь | «Норка мышки». (по сырому манка) | Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя природные материалы. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Ноябрь | «Ведьма из праздника Хеллуин».
| Учить детей составлять из деталей аппликации изображение ведьмы из праздника Хеллуин. Использовать усвоенные приемы вырезания. Совершенствовать умение работать аккуратно с клеем и ножницами. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | «Ботанический барельеф» (печатание листьев и цветов на глину) | Познакомить с техникой ботанический барельеф, печатать листьями. Учить выдавливать глину с помощью листьев и цветов, приклеивать на глину растения. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | «Белочка». (Ручной труд) | Учить детей создавать объемную аппликацию образа белки. Вырезать 2 круга для создания 2 конусов (для тела и головы), 1 длинная полоска –для хвоста, и 4 полосы с округленными концами – для лап. Воспитывать у детей умение работать аккуратно. |
Ноябрь | «Портрет моей мамы». (ватные палочки, разноцветная соль) | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму. |
Выставка детских работ ко дню матери | ||
Декабрь | «Снежинки». (с помощью из мороженых палочек, пластилина и пайеток) | Учить детей применять в работе бросовый материал (палочки от мороженых) . Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Декабрь | «Зимний лес». (набрызг и ватные палочки) | Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг. . |
Декабрь | «Здравствуй, дедушка Мороз»! (жесткой полусухой кистью и вата) | Учить детей рисовать Деда Мороза с помощью гуаши и восковых карандашей, применять при создании образа вату. Соразмерять размер изображения с величиной листа. Развивать воображение, творчество,чувство композиции. |
Декабрь | «Новогодняя ночь» Техника граттаж | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. |
Выставка работ «Скоро, скоро Новый год! | ||
Январь | «Снегири на ветке». (композиция) | Учить передавать образ птицы в аппликации. Закреплять умение вырезать и наклеивать изображения знакомых птиц. Совершенствовать координацию движений рук. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известны. Развивать воображение, творчество |
Январь | «Баба яга». (ручной труд) | Развивать у детей чувство цвета, умение создавать образ Бабы Яги с помощью пластилина и природных бросовых материалов. Развивать эстетическое восприятие, воображение |
Январь | «Метель в лесу». (ниткография) | Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. |
Февраль | «Лиса в снегу» - (ручной труд) | Упражнять в создании поделки из ваты, бумаги и бросового материала. Учить создавать голову лисы из контейнера яичной упаковки. Учить применять бросовый материал при создании поделки. Развивать чувства композиции. |
Февраль | «Военный вертолет» | Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. чить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. |
Февраль | «Медведь в берлоге». (рисунок губкой и аппликация) | Закрепить умение рисовать при помощи губки. Учить рисовать берлогу, расширить знания о медведях, учить вырезать медведя и приклеивать на рисунок, украсить ватой (снег). Развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к животным. |
Выставка работ | ||
Март | «Русалка». (пластилинография) | Учить детей рисовать при помощи пластилина. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить детей тянуть пластилин по листу. Развивать композиционные умения. Учить украшать хвост русалки пайетками (чешуя). |
Выставка ко Дню 8 Марта. | ||
Март | «Ранняя весна». (аппликация) | Учить детей делать бумажные вырезки, и, применять их при создании подтаявшего снега. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. |
Март | «Подводное царство». (граттаж, восковые мелки) | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. |
Март | «Тюльпаны». (отпечаток с помощью пластиковых вилок) | Продолжать развивать навыки рисования при помощи отпечатка пластиковых вилок. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. |
Апрель | «Иноземцы». (акварель и цветная соль) | Учить детей придумывать образ иноземцев (инопланитян). Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение Галактики с помощью соли Развивать чувство композиции. |
Апрель | «Космос». (граттаж, набрызг, восковые мелки) | Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Выставка работ ко Дню Космонавтики | ||
Апрель | «Сказочная поляна». (монотипия предметная) | Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Апрель | «Сакура». (ватные палочки и пластиковая бутылка) | Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью дна пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Май | «Праздничный салют». (восковые мелки, гуашь, набрызг, граттаж) | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. |
Май | «Цветы из пластковых тубочек». (композиция из пластиковых трубочек) | Совершенствовать умение делать отрезки из пластиковых трубочек. Упражнять детей в нанизывании отрезков трубочки в проволоку. Закреплять умение продумывать расположение и формуцветка. Развивать воображение и творчество. |
Выставка всех работ. Диагностика за год |
Заключение
Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения эмоций.
Список использованной литературы:
1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
2.. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
4. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя, старшая группы). - Цветной мир,2011
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
6. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
9. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
10.Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ежик» (нетрадиционная техника рисования — рисование мятой бумагой)
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ежик» (нетрадиционная техника рисования — рисование мятой бумагой)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников. Тема: «Белый медведь и северное сияние»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников....
Конспект образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования. Техника ниткографии- изонить в средней группе. Тема: "Путешествие на цветочную полянку" Горюнова Юлия Валерьевна
В технике ниткография в средней группе желательно использовать толстые шерстяные нитки....
Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе
Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности понетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования на тему: "Дед Мороз" рисование ладошкой с детьми первой младшей группы.
Конспект по нетрадиционному рисованию "Ладошками"...
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет...