Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Готовность ребенка к школе"
материал по психологии (подготовительная группа)

Татьяна Ивановна Быкова

 "Готовность ребенка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.sobr_.podg_.gruppa.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительском собрании

в подготовительной группе

Тема: «Готовность ребёнка к школе»

Оборудование: мяч, мольберт.

Ход мероприятия:

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! На сегодняшнем собрании мы с вами разберем основные вопросы, касающиеся темы готовности к школьному обучению. Для начала я хотела бы рассказать о предстоящей диагностике ваших детей на предмет готовности к школьному обучению. В сентябре-октябре с вашими детьми будет проведена первичная диагностика готовности детей к школе. В апреле-мае будет проведена диагностика повторно. Первичная диагностика проводится с целью определения уровня готовности детей к школе на начало учебного года в подготовительной группе и выявления пробелов в познавательном развитии и поведенческих нарушений. В соответствии с результатами первичной диагностики будет спланирована коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми в течение учебного года. С результатами диагностики вы сможете ознакомиться на индивидуальных консультациях. Повторная диагностика проводится с целью выявления уровня готовности детей к школьному обучению на конец учебного года и фиксации результата коррекционно-развивающих занятий в сравнении с результатами первичной диагностики. А теперь я предлагаю перейти непосредственно к теме готовности к школе. Все родители хотят, чтобы их ребёнок был максимально готов к школьному обучению, но у каждого из родителей свои критерии, по которым они определяют готовность ребенка к школе. Я предлагаю нам сейчас определить эти критерии.

Упражнение «Качества будущего первоклассника»

Описание: Психолог кидает мяч родителям. Тот, кто поймал мяч говорит, что значит для него быть готовым к школе. Параллельно один из педагогов записывает ответы родителей на доске.

Психолог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Психолог зачитывает, то, что написано на мольберте). Всё, что вы сказали про готовность к школе, является критериями, но мне вспоминаются слова одного детского психолога, который говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Действительно, уметь читать и писать – это хорошо для будущего первоклассника, но существуют ещё и другие виды готовности к школе и про них не стоит забывать. Одним из таких видов является психологическая готовность к школе.

Мини-лекция: «Компоненты психологической готовности к школе».

Психолог: Бывает так, что ребёнок умеет писать, читать, считать и даже изучает английский язык, но при этом не умеет долгое время находиться в большом коллективе, не способен слышать взрослого, не умеет устанавливать дружеские отношения в коллективе, разрешать возникающие конфликты. Без всего этого ребёнку будет сложно учиться в школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? (психолог записывает компоненты на доске: мотивационная готовность, социально-личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная). Давайте разберемся, в чем же заключаются эти составляющие психологической готовности.

Мотивационная готовность к школе.

Предполагает обоснованное желание ребенка идти в школу. В психологии различают разные мотивы обучения в школе:

  • Игровой - основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.
  • Познавательный - ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
  • Социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте у детей ведущая деятельность – игра. В подготовительной группе наша с вами большая задача не только развивать познавательные процессы ребенка, но и постараться перестроить мотив ребенка с игры на обучение.

Следующим компонентом психологической готовности является социально-личностная готовность. Она характеризуется:

  • готовностью ребенка принять новую социальную роль;
  • сформированностью коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем;
  • сформированностью способности к коллективным формам деятельности.

Ещё одним компонентом психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность. Она является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Также важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает:

  • сформированность навыков и умений управлять своим поведением, эмоциями;
  • сформированность навыков произвольной регуляции внимания;
  • сформированность способности ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действий, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своих действий.

То есть волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

Все перечисленные компоненты психологической готовности очень важны для обучения ребёнка в школе. Давайте вместе с вами подумаем сколько вообще нужно времени для того, чтобы сформировать у ребёнка психологическую готовность к школе. (Родители дают ответы). Всё верно, этим мы занимаемся с вами с самого рождения. В завершение своего выступления я бы хотела дать некоторые общие рекомендации  о том, как помочь ребенку подготовиться к школе.

  1. Не пичкайте ребенка излишней информацией!

Познавательный материал нужно предоставлять ребенку размеренно и опираясь на его резерв способности воспринимать эту информацию. Не перегружайте ребенка. Занимайтесь с ним только тогда, когда у него есть на это желание, когда он в хорошем настроении и хорошо себя чувствует физически.

  1. Познакомьте ребенка со всеми правилами поведения в школе, расскажите о школе как можно больше, расскажите о своей школьной жизни, играйте в школу. Неизвестное всегда пугает даже взрослых, не говоря уже о детях. Чем лучше ребенок будет знать и понимать что такое школа и что его там ждет, тем легче пройдет его адаптация к школе.
  2. Не пугайте ребенка школой.

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры о том, что у него «закончилось детство», о том, как трудно ему будет в школе в сравнении с детским садом и так далее.

  1. Познакомьте ребенка с часами.

Необходимый для школы навык, учитывая то, что теперь ребенок будет действовать самостоятельно – ориентация во времени.

  1. По возможности, играйте с ребенком в командные игры.

В школе есть правила, которые необходимо соблюдать: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не разговаривать на уроке и так далее. Командные игры помогут развить у ребенка произвольное поведение.

  1. Покупайте школьные принадлежности вместе с ребенком.

Позвольте ребенку самому выбирать школьные принадлежности, тогда он будет положительно вовлечен в процесс подготовки к школе.

  1. Не делайте акцент на оценках.

Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового и интересного), а не на хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более в первом классе их не ставят.

  1. Будьте для ребенка положительным примером. Помните, поведение родителей всегда отражается на поведении детей. У спокойных родителей – спокойный ребенок, у агрессивных родителей – агрессивный ребенок, у активных родителей – активный ребенок.

На этом у меня всё. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР

Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе.

   Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Д...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"

Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Презентация к выступлению педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"

Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Кризис семи лет"

Знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания кризиса семи лет, эффективными и неэффективными способами коммуникации с детьми находящимися в кризисном состоянии....