Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе (в начале года)
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе
(в начале года)
Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с работой психолога в подготовительной группе.
2. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
3. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
4. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.
5. Ответить на интересующие вопросы родителей.
Содержание:
1. Возрастные особенности 6-7 лет
2. Кризис 7 лет. Новая социальная роль.
3. Психологическая готовность к школьному обучению
4. Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок?)
5. Работа психолога в подготовительной группе (демонстрация стимульного материала психолога используемого на занятиях в подготовительной группе)
6. Рекомендации по развитию познавательных процессов (задания для развития памяти, внимания, мышления, воображения)
7. Ответы на вопросы .
1. Возрастные особенности 6-7 лет
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
2. Кризис 7 лет.
Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: “Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко”, “Я умею прыгать через лужи, я ловкий”, “Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки”. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.
Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:
— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (“как будто не слышит”, “надо сто раз повторить “ );
— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
— демонстративная “взрослость”, иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;
— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,
главное, чтобы не выглядеть “как маленький”.
Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
К позитивным моментам могут быть отнесены:
— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от дельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
— рассудительность.
Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной
позиции. Происходит смена ведущей деятельности — учебная , новая социальная роль — ученик.
Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.
Рекомендация для родителей: составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время.
3. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
— “Внутренняя позиция школьника” как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию
— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,
произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
2. Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем, запас знаний.
— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать
предметы и явления.
— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
3. Двигательная готовность.
— Мелкая моторика.
— Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционноразвивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.
Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок?)
Окружающий мир.
-Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
-Знать название города, в котором живет, домашний адрес.
-Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.
-Знать название нашей планеты.
-Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.
-Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.
-Называть летние, осенние , зимние и весенние месяцы.
- Отличать хищных животных от травоядных.
-Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.
-Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть все явления природы.
Внимание.
-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.
-Находить 10 отличий между предметами.
-Удерживать в поле зрения до 10 предметов.
-Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
-Копировать в точности узор или движение.
-Уметь находить одинаковые предметы.
Память.
-Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.
-Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
-Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
-Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
-Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
-Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
-Запоминать расположение игрушек (8-10), назвать по памяти, что где находится.
Мышление.
-Объединять предметы в группы по определенным признакам.
-Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
-Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
-Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
-Решать достаточно сложные логические задачи.
-Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
-Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Мелкая моторика.
-Правильно держать карандаш или ручку в руке.
-Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
-Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
-Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.
-Копировать с образца геометрические фигуры.
-Уметь продолжить штриховку рисунка.
-Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.
-Видеть строку и писать в ней.
Развитие речи.
-Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.
-Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.
-Составлять рассказы по картинкам
-Пересказывать небольшие рассказы.
-Выразительно рассказывать стихотворения.
Грамота.
-Уметь выделять заданный звук в потоке речи.
-Уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).
-Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.
-Определять количество звуков в слове.
-Делать звуковой анализ слова.
-Различать гласные и согласные звуки и буквы.
-Различать твердые и мягкие согласные.
-Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.
-Знать и уметь писать ТОЛЬКО печатные буквы русского алфавита(прописным буквам учат в школе )
Математика.
-Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
-Соотносить цифру и число предметов.
-Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.
-Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
-Знать знаки <, >,+, -,=.
-Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», « позже»…
-Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
-Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).
-Определять время по часам.
-Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
-Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
-Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.
-Различать и называть части суток и их последовательность.
-Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».
-Знать дни недели, их последовательность.
5. Работа психолога в подготовительной группе (демонстрация стимульного материала психолога используемого на занятиях в подготовительной группе)
Расскать и показать родителям какие игры и упражнения психолог проводит на зянятиях в ДОУ при подготовки к школе.
6. Рекомендации по развитию познавательных процессов (задания для развития памяти, внимания, мышления, воображения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года...
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы»
Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой....
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года.
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы»
Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.Задачи:1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать а...
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года
родительское собрание в подготовительной к школе группе в начале года "Скоро в школу"....
Родительское собрание в подготовительной группе в начале года
Родительское собрание в подготовительной группе в начале года "Год до школы"...
Родительское собрание в подготовительной группе в начале года. «Через год – первоклашка»
Тема:«Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросуготовности ребенка к обучению в школе.Задачи:1. Познакомить родителей с характер...