Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе (в начале года)
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Дитковская Елена Евгеньевна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

  (в начале года)

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.

Задачи:

1. Познакомить родителей  с работой психолога в подготовительной группе.

2. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

3. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

4. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.

5. Ответить на  интересующие  вопросы родителей.

Содержание:

1. Возрастные особенности 6-7 лет

2. Кризис 7 лет. Новая социальная роль.

3. Психологическая готовность к школьному обучению

4. Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок?)

5. Работа психолога в подготовительной  группе (демонстрация  стимульного материала психолога используемого на занятиях в подготовительной группе)

6. Рекомендации  по развитию познавательных  процессов (задания для развития памяти, внимания, мышления, воображения)

7. Ответы  на вопросы .

1. Возрастные особенности 6-7 лет

        Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет.  Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

        Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

        Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

2. Кризис 7 лет.

        Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте   ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: “Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко”, “Я умею прыгать через лужи, я ловкий”, “Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки”. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

        Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (“как будто не слышит”, “надо сто раз повторить “ );

— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

— демонстративная “взрослость”, иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,

главное, чтобы не выглядеть “как маленький”.

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от дельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

— рассудительность.

        Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной

позиции. Происходит  смена ведущей  деятельности — учебная , новая социальная роль — ученик.

        Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Рекомендация для родителей: составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время.

3. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:

1. Личностная готовность.

— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

— “Внутренняя позиция школьника” как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию

 — Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,

произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

— Ориентировка в окружающем, запас знаний.

— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать

предметы и явления.

— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность.

— Мелкая моторика.

— Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,

— самостоятельно действовать по заданию,

— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

        У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционноразвивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.

 Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок?)

Окружающий мир.

-Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

-Знать название города, в котором живет, домашний адрес.

-Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.

-Знать название нашей планеты.

-Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.

-Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.

-Называть летние, осенние , зимние и весенние месяцы.

- Отличать хищных животных от травоядных.

-Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.

-Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть все явления природы.

Внимание.

-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.

-Находить 10 отличий между предметами.

-Удерживать в поле зрения до 10 предметов.

-Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

-Копировать в точности узор или движение.

-Уметь находить одинаковые предметы.

Память.

-Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.

-Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

-Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

-Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.

-Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.

-Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

-Запоминать расположение игрушек (8-10), назвать по памяти, что где находится.

Мышление.

-Объединять предметы в группы по определенным признакам.

-Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

-Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

-Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

-Решать достаточно сложные логические задачи.

-Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

-Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

Мелкая моторика.

-Правильно держать карандаш или ручку в руке.

-Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.

-Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.

-Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.

-Копировать с образца геометрические фигуры.

-Уметь продолжить штриховку рисунка.

-Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.

-Видеть строку и писать в ней.

Развитие речи.

-Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.

-Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

-Составлять рассказы по картинкам

-Пересказывать небольшие рассказы.

-Выразительно рассказывать стихотворения.

Грамота.

-Уметь выделять заданный звук в потоке речи.

-Уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

-Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

-Определять количество звуков в слове.

-Делать звуковой анализ слова.

-Различать гласные и согласные звуки и буквы.

-Различать твердые и мягкие согласные.

-Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.

-Знать и уметь писать ТОЛЬКО печатные буквы русского алфавита(прописным буквам учат в школе )

Математика.

-Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

-Соотносить цифру и число предметов.

-Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.

-Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

-Знать знаки <, >,+, -,=.

-Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», « позже»…

-Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

-Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).

-Определять время по часам.

-Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

-Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

-Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

-Различать и называть части суток и их последовательность.

-Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».

-Знать дни недели, их последовательность.

5. Работа психолога в подготовительной  группе (демонстрация  стимульного материала психолога используемого на занятиях в подготовительной группе)

        Расскать и показать  родителям   какие игры и  упражнения психолог проводит  на зянятиях в ДОУ при подготовки к школе.  

6. Рекомендации  по развитию познавательных  процессов (задания для развития памяти, внимания, мышления, воображения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года

Родительское собрание в подготовительной группе  в начале учебного года...

Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы»

Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой....

Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы»

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.Задачи:1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника,  создать а...

Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года

родительское собрание в подготовительной к школе группе в начале года "Скоро в школу"....

Родительское собрание в подготовительной группе в начале года

Родительское собрание в подготовительной группе в начале года "Год до школы"...

Родительское собрание в подготовительной группе в начале года. «Через год – первоклашка»

Тема:«Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросуготовности ребенка к обучению в школе.Задачи:1. Познакомить родителей с характер...