Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Кризис семи лет"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания кризиса семи лет, эффективными и неэффективными способами коммуникации с детьми находящимися в кризисном состоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_7.pptx | 56.88 КБ |
roditelskoe_sobranie_podgotovka_krizis_7_avtosohranennyy.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итак, вам необходимо оценить особенности поведения вашего ребенка за последние полгода. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; Если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл ; При их отсутствии – 0 баллов.
АНКЕТИРОВНИЕ В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу. Предпочитает взрослые игры с малышами и общение с более старшими детьми. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение. Кривляется, поясничает , говорит писклявым голосом. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности
Анализ результатов 20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера; 10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса; 5-0 баллов – кризис еще впереди или ваш ребенок слишком спокоен, что может быть сигналом каких либо трудностей! Присмотритесь к нему повнимательней.
«Что радует и что огорчает меня в моем ребенке» Что радует? Что огорчает? … …
«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми» Проблема Ты-сообщение Я-сообщение Родитель устал Ты меня утомил. Отстань от меня. Я очень устал… Мне хочется отдохнуть… Воспитатели пожаловались на поведение ребенка. Ты меня позоришь! Вечно ты меня расстраиваешь! Я огорчена этой ситуацией… Я расстроена… Ребенок не справился с порученным заданием. Неужели тебе трудно запомнить? Я хочу помочь, давай разберемся вместе?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Разработка конспекта родительского собрания в подготовительной к школе группы с педагогом-психологом
Разработал:
педагог-психолог
МБДОУ №41
Мезенцева И.И.
Цель: знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания кризиса семи лет.
Задачи:
- Познакомиться с понятием «кризис семи лет»;
- Познакомить с неэффективными и эффективными способами коммуникации.
План мероприятия:
- Вступительное слово.
- Анкетирование.
- Обсуждение результатов анкетирования.
- Обсуждение темы «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке»
- Теоретический материал «Эффективные способы коммуникации»
Ход мероприятия:
- Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела познакомить вас с важной и интересной темой «Кризис семи лет». Возможно, эта тема уже коснулась вас или вам только предстоит с ней столкнуться в ближайшее время, это мы сейчас и постараемся выяснить.
Слайд 1
- Анкетирование.
Перед тем, как мы погрузимся в эту тему, предлагаю пройти небольшое анкетирование. Сейчас я раздам вам листы анкеты и ручки. Листы останутся у вас, поэтому подписывать их не нужно, информация о результатах анкетирования будет только у вас. Итак, вам необходимо оценить особенности поведения вашего ребенка за последние полгода.
Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла;
Если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл;
При их отсутствии – 0 баллов.
Слайд 2.
Слайд 3.
После окончания анкетирования на слайде презентации демонстрируется анализ результатов.
Слайд 4.
Приложение 1. (Анкета)
- Обсуждение результатов.
Вывод: Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Кризис – это этап качественного изменения личности ребенка и характеризуется формированием нового образования. На этапе кризиса семи лет происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет). Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. Негативная симптоматика кризиса: негативизм, упрямство, строптивость и др. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; поясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям – это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
Какие выводы мы должны сделать?
Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны), а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
Четвертое. Проявление кризиса 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
- Обсуждение темы «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке»
Цель: осознать не эффективные способы коммуникации.
Инструкция: сейчас я предлагаю вам мысленно представить своих детей и подумать, что вас радует в поведении вашего ребенка. 2 минуты обсуждение. А теперь постарайтесь вспомнить то, что огорчает в его поведении? 2 минуты обсуждения.
Вопросы для обсуждения:
- Что чувствует сам ребенок по поводу своего поведения?
- Ваши действия в ситуации, когда поведение ребенка Вас е радует?
- Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменится поведение ребенка?
- Теоретический материал «Эффективные способы коммуникации»
Психолог дает понятия о способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».
«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. Такое высказывание предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы убрать ее?»)
«Ты-высказывание» - содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.
Представление схемы содержащей эффективные способы коммуникации.
Приложение 2.
Анкета для родителей
Анализ результатов: 20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера; 10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса; 5-0 баллов – кризис еще впереди или ваш ребенок слишком спокоен, что может быть сигналом каких либо трудностей! Присмотритесь к нему повнимательней. Сумма баллов___________ |
Анкета для родителей
Анализ результатов: 20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера; 10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса; 5-0 баллов – кризис еще впереди или ваш ребенок слишком спокоен, что может быть сигналом каких либо трудностей! Присмотритесь к нему повнимательней. Сумма баллов ___________ |
Приложение № 1
Приложение №2
«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми» | ||
Проблема | Ты-сообщение | Я-сообщение |
Родитель устал | Ты меня утомил. Отстань от меня. | Я очень устал… Мне хочется отдохнуть… |
Воспитатели пожаловались на поведение ребенка. | Ты меня позоришь! Вечно ты меня расстраиваешь! | Я огорчена этой ситуацией… Я расстроена… |
Ребенок не справился с порученным заданием. | Неужели тебе трудно запомнить? | Я хочу помочь, давай разберемся вместе? |
Ребенок грубо ответил вам на замечание | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать… |
«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми» | ||
Проблема | Ты-сообщение | Я-сообщение |
Родитель устал | Ты меня утомил. Отстань от меня. | Я очень устал… Мне хочется отдохнуть… |
Воспитатели пожаловались на поведение ребенка. | Ты меня позоришь! Вечно ты меня расстраиваешь! | Я огорчена этой ситуацией… Я расстроена… |
Ребенок не справился с порученным заданием. | Неужели тебе трудно запомнить? | Я хочу помочь, давай разберемся вместе? |
Ребенок грубо ответил вам на замечание | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать… |
«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми» | ||
Проблема | Ты-сообщение | Я-сообщение |
Родитель устал | Ты меня утомил. Отстань от меня. | Я очень устал… Мне хочется отдохнуть… |
Воспитатели пожаловались на поведение ребенка. | Ты меня позоришь! Вечно ты меня расстраиваешь! | Я огорчена этой ситуацией… Я расстроена… |
Ребенок не справился с порученным заданием. | Неужели тебе трудно запомнить? | Я хочу помочь, давай разберемся вместе? |
Ребенок грубо ответил вам на замечание | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....
Родительское собрание в подготовительной группе. "Семья-колыбель счастья"
Родительское собрание «Семья — колыбель счастья»Повестка родительского собрания:1. «Контроль за безопасность детей на улице, на дороге, игры на прогулке, применение ремней безопасности и детских ...
К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР
Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...
Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе "Адаптация ребенка в ДОУ"
Психолог : Известно, что адаптация ( от лат. «приспособляю» ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, соци...
Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании "Организация коррекционно-образовательного процесса"
Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании...
Родительское собрание. Конспект выступления педагога-психолога на собрании для родителей детей раннего возраста.
Вопрос об определении в детский сад, когда ребенок подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллектив...
Конспект выступления педагога — психолога на родительских собраниях в группах раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду без слез»
Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период....