Рекомендации родителям при подборе литературы о ВОВ для детей старшего дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
В данном материале представлены рекомедации для родителей по подбору материала про ВОВ, о том , как преподность данную тему детям старшего дошкольного возраста. Материал можно использовать, как консультацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_ivanova_sv.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №15
Рекомендации родителям: «Что читать детям о войне?»
ВЫПОЛНИЛА:
воспитатель
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 15
Иванова Светлана Владимировна
г.Североморск
2024
- Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста.
Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне?
Уважаемые родители!
В этом году мы отмечаем 75 лет со дня Великой Победы. По традиции, в нашем детском саду пройдут мероприятия, посвященные этому памятному дню. В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. Поэтому так важно, чтобы вы, родители, побеседовали со своими малышами об этом страшном времени. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Можно познакомить детей с праздником «День Победы», рассказать о Великой Отечественной войне, познакомить с событиями войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет, просматривая кинофильмы, мультипликационные фильмы. Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать вам дома?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: поэзия и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей предварительной работы как детей, так и самих родителей. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются зверствам фашизма, нападения на мирных жителей.
Существует несколько рекомендаций для чтения дошкольникам литературы о войне:
Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).
При возможности, проведите предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.
При возможности, предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его ребенку, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.
Постарайтесь прочитать произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.
Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Вот пример нескольких изданий - как современных, так и букинистических.
Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка». Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.
Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!
В книгу Нисона Ходзы “Дорога жизни” вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В.Бескаравайного.
В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций. Подробно рассмотреть книгу можно здесь.
Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие. Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход — ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Семенцова Валентина Николаевна – автор книги “Лист фикуса. Рассказы о войне” – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникамм, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в болокадном Ленинграде.
Повесть “Вот как это было” посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.
“Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Хотим вам представить еще список литературы и пожелать вам приятного и полезного чтения с вашим малышом!
- «Война, блокада, я и другие»
Автор: Пожедаева Л.В.
Издательство : Каро, 2018
- «Дорога жизни”
Автор: Ходза Н. А.
Издательство: Детское время, 2018 г.
- «Крайний случай”
Автор: Туричин И. А.
Издательство: Белорусский Экзархат, 2010 г.
- «Кукла”
Автор: Черкашин Г. А.
Издательство: Речь, 2016 г.
- “Лист фикуса. Рассказы о войне”
Автор: Семенцова В. Н.
Издательство: Паритет, 2005 г.
- «Паровоз «Овечка»»
Автор: Пентегов Дмитрий
Издательство: Фома, 2012 г.
- “Письмо с фронта”
Автор: Митяев А. В.
Издательство: Белый город, 2017 г.
- «Поклон победителям»
Автор: Алексеев С.П.
Издательство: Детская литература, 2019
- «Пусть всегда будет солнце»
Автор: Михалков С.В., Маршак С.Я., Барто А.Л.
Издательство: Малыш, 2019 г.
- . «Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне»
Автор : Ахматова А.А., Митяев А.В., Берестов В.Д.
Издательство: Проф-Пресс, 2016
встретила этого зайца и говорит ему:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подбор стихотворений о лете для детей старшего дошкольного возраста.
Чтение стихов развивает фонематический слух и творческое воображение, а их заучивание – речь и память....
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...