Конспект проведения родительского клуба в младшей группе №3 "Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук дома"
план-конспект занятия (младшая группа)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 7
Здание по адресу:
142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35
Конспект
проведения родительского клуба
в младшей группе №3
на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук дома»
Подготовили:
воспитатель Сабитова К.А.,
педагог-психолог Лебедева С.Б.
г. Видное, 2024 г.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики рук младших дошкольников в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях.
- Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
- Вызывать желание заниматься с детьми предложенными играми и упражнениями дома.
- Способствовать укреплению сотрудничества между ДОУ и семьей.
Место проведения: групповая комната.
Ожидаемые результаты:
1. Родители должны понять важность развития моторных навыков ребёнка.
2. Применять традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук в домашних условиях в совместной деятельности с детьми.
Материалы и оборудование: трафарет зайца из белой бумаги, основа из оранжевого картона, рис, клей ПВА, кисти для клея, песок в маленьких ведёрках бусины, пластмассовые баночки (из-под сока), счётные палочки, картон с нарисованными (двумя) прозрачными банками, фасоль белая и красная, грецкие орехи.
План:
1.Вступительная часть.
2. Практическая часть. «Значение развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте».
3. Заключение.
Ход мероприятия
- Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на встречу нашего клуба. И хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы).
- Действительно, это пальцы. Тема нашего клуба сегодня посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Психолог. Ещё В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности -мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Детям 3—5 лет доступны энергичные движения кистями рук («месить тесто», «забивать гвозди»). они составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота), учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.
Игры подбираются так, чтобы упражнения были направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки. Перед игрой с детьми обсуждается ее содержание, отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3—5 раз. Выполняя упражнение вместе с детьми, педагог обязательно должен продемонстрировать собственную увлеченность игрой. Необходимо следить за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое. В процессе работы с детьми 3—5 лет следует добиваться, чтобы все упражнения приносили радость, выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц рук. Все указания даются спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь. При повторном проведении игры дошкольники нередко частично начинают произносить текст, постепенно разучивают его наизусть, произносят целиком, соотнося слова с движением.
Воспитатель. Наши предки пели детям песенки, пестушки, потешки, играли в «Ладушки», «Сороку – белобоку», «Козу рогатую» и т. д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок».
2 Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки – ладошки».
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами.
4. Ира с мозаикой.
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной.
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами.
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений.
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую.
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
10. Действия с мелкими игрушками.
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком.
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами.
14. Показ пальчикового театра.
15. Конструирование из лего.
- Практическая часть
Воспитатель. Но на все это нужно свободное время. А что же делать, если такового нет? Выход есть! Мы предлагаем развивать мелкую моторику простыми, подручными средствами, которые есть у каждого дома и хотим познакомить вас с интересными и познавательными играми, которые не требуют особой подготовки, а материал для их организации всегда будет у вас под рукой.
- Игра «Собери палочки»
- Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать или опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).
2. Игра «Строим сруб» (спички, счетные палочки…)
Предложить сложить из спичек или счетных палочек сруб. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Можно также предложить ребенку собрать спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): например, двумя указательными, двумя средними.
3. Игра «Мой орех» (орехи, каштаны)
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
4. Игры с крупами (фасоль, горох).
Дети очень любят игры с крупами, это приятные тактильные ощущения и самомассаж. Главное, помнить о технике безопасности и следить за тем, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот и не засовывали в нос. С этой целью желательно использовать более крупные крупы или бобовые.
Предлагаем вам несколько фасолево-гороховых заданий, которые вы можете организовать с детьми. (Объединим 1 и 2 задание вместе).
1 задание: Можно предложить ребенку разложить горошины в разные кружки. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно.
Разбор красной и белой фасоли.
Цель: учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.
2.Сортировка
Подготовка:
Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски.Как играть:
- Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками.
5. Игра «Собираем бусы»
Педагог предлагает детям сделать бусы для новогодней елочки, но сначала необходимо найти бусинки. В коробку с песком заранее спрятать их. Далее с помощью пальцев дети с родителями должны искать бусинки и выкладывать их на нарисованную верёвочку, пока не получится украшение для елки.
6. Аппликация «Заяц»
Цель: развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук, подвижность суставов, воображение, образное мышление, координацию движений.
Педагог предлагает детям и родителям сделать зайчика. Трафареты накладываются на цветной картон. Бумага под трафаретами мажется клеем. Ребёнок щепотью берёт крупу и высыпает её «пинцетным» захватом (большим и указательным пальцами) на клей, а затем необходимо стряхнуть лишнюю крупу
в тарелочку.
- Заключение. Рефлексия.
Психолог. Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Однако, любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Выполняя эти задания с ребёнком, будьте спокойны, не спешите делать все за малыша, дайте ему шанс проявить себя, но при необходимости поддержите его и окажите помощь. А результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас в младшем возрасте, помогут ребёнку в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, как в школе, так и во взрослой жизни!
Литература
- Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017 — 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Методическое пособие «Сборник упражнений и игр для развития мелкой моторики для детей младшего возраста». Электронный ресурс https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1733125262&tld=ru&lang=ru&name=sbornik-posobiy-po-razvitiyu-melkoy-motorike-ruk-v-mladshey-gruppe.pdf (Дата обращения 16.11.2024)
- Электронный ресурс https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/master_klass_igri_na_razvitie_melkoj_motoriki_153010.html (Дата обращения 16.11.2024)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах ...
Мастер-класс для родительского собрания в средней группе «Оригами, как основное средство развития мелкой моторики»
Оригами - это искусство складывания из бумаги. Родина оригами - Япония. Какие же возможности даёт наши м детям искусство оригами?· Знакомит с...
Конспект нетрадиционного родительского собрания в младшей группе детского сада Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...
Консультация для родителей второй младшей группы:"Игры и упражнения на развитие мелкой моторики".
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику, но не все знают, как правильно это делать....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Конспект проведения родительского клуба в подготовительной группе для детей с ОВЗ на тему: «Семейная лаборатория», как форма развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».
Приобщить дошкольников к миру науки, развить у них способность находить множество путей решения одной проблемы, сформировать познавательный интерес – что может быть проще и интереснее....