"Тренируем-готовим руку дошкольника к письму"
консультация (средняя группа)

Ефимцева Людмила Афанасьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treniruem_ruku.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0c1030510f697526accaf8f2580e1976e693ece7-3527582-images-thumbs&n=13

Консультация для родителей

«Тренируем – готовим

руку дошкольника

к письму»

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это новая жизнь для ребёнка.  Готовить ребёнка к школе нужно, облегчить учебу – вполне реальная задача.  Насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий  успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом,  нужно развивать движения пальцев,  чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять  игры и упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений,  Это – основное составляющие овладением письма.
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Играет важную роль, умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Письмо является сложнейшим  навыком.  Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, написание букв, не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги.   Нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук , пальчиковые игры в сопровождении стихов, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, штриховка.

 Не только  будет  развиваться мелкая моторика и речь, но  умение слушать.  При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и тактильно-двигательных ощущений.  Во время выполнения практических действий (штриховка, обводка ,рисование) - эффективное средство  коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. Повторение одного и того же движения способствует  развитию двигательных навыков, является основой подготовки руки ребенка к обучению письма.
Надо заметить, что слабое развитие моторики у детей остается основной проблемой , поступающих детей  в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает плохие  результаты при выполнении различных заданий.  Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Почему же у дошкольников  слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них , в не правильном  подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики .  Ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить , движения, на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться.  Упражнения должны строиться на использовании  движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами  (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек узелков, шнурков, аппликации, конструирования, лепка, рисование ,штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж ,игры с пальчиками.)

Развитие мелкой моторики как  один из эффективных  способов  подготовки руки ребенка к письму.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки.

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развита рука. Поэтому мы в детском саду наша задача подготовить  руку к письму.

 Как же мы можем помочь  детям  преодолеть этот сложный процесс?

Систематическое выполнение определенных заданий и упражнений

  с детьми,поможет в дальнейшем легче освоить все навыки процесса письма.

Задания,  предназначены для подготовки  детей  дошкольного возраста к письму в тетради, на чистом листе. Для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, зрительного восприятия, внимания, овладеть навыками выполнения графических заданий. Упражнения помогут детям научиться ориентироваться на листе бумаги в клеточку, задания разовьют зрительное восприятие, логическое мышление, закрепления счета. Все графические упражнения составлены по принципу « от простого к сложному».Научившись проводить линии и рисовать фигуры, ребенок с легкостью справиться со всеми письменными заданиями в школе.В развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки и  координации движений  применяются  следующие приемы:

-  раскрашивание короткими, частыми штрихами;

-  мелкими штрихами;

- штриховку длинными параллельными отрезками;

 - сверху -  вниз, снизу вверх;

- с наклоном влево , с наклоном вправо;

- штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.

- слева направо, с право налево;

 -  эффективным  является  «зрительный диктант».

Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка) и задания к ним. Например:
- нарисовать фигурку справа или слева от  точки;
- нарисовать  кружок, справа от него – нарисовать квадратик, слева от квадратика поставить точку;

- графические  упражнения;

Данные упражнения формируют  умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
- ориентировка на листе;
После каждого упражнения, применяется  расслабляющий момент (опустили руки вниз и потрясли ими, показали движения плавными руками, покатали карандаш между ладошками – пусть отдохнут руки.)

Работу, начинаем  в  следующей последовательности:

- посадка;

 - положение листа тетради, рук, умение держать ручку;

 - ведение руки по строке слева направо.

Для развития мелкой моторики  используем.

- пальчиковая гимнастика;

-  рисование по образцу;

- раскрашивание предметных и сюжетных картинок;

- штриховка геометрических фигур, предметов;

- рисование по клеточкам по образцу;

-  вырезание ножницами (геометрические фигуры, рисунки)

 -  лепка;

- рисование различным материалом (простым  карандашом, красками, восковыми  карандашами, ручкой)

- игры с мелким конструктором, мозаикой, пазлы;

- рисование загадок;

- зрительный, слуховой диктант;

- графические упражнения

- массаж кистей;

Эти игры  и упражненияспособствуют:

 -укрепляет мышцы рук; тренируют пальцы рук;

- развитию координации, гибкости, ловкости;

- развитию творческих способностей, фантазии;

 - воспитанию аккуратности, терпеливости, доброты;

- на развитие восприятия цвета, формы;

2.Практическая часть состоит из комплекса игр и упражнений предусмотренных для работы  с детьми.


Раздел 1: «Пальчиковая гимнастика»
• гимнастика в стихах;
• игры со  счетными палочками;
• игры  пальчиковые;
• самомассаж пальчиков;
• массаж пальчиков массажором.


Раздел 2: «Веселый карандаш»
• штриховка;
• работа с трафаретами;
• контур предмета (обведи рисунок);соедини по точкам (за штрихуй, раскрась);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• волшебные узоры;
• лабиринты.


Раздел 3: «Умники и умницы»
• работа с пластилином;
• работа с бумагой;

мелкий конструктор « Лего»;

   шнуровка « Веселые шнурки».

Раздел 4: «Считаем и рисуем»  
• знакомство с тетрадь, работа   по  клеточкам;
• ориентировка в пространстве  на листе;
• графические диктанты;
• копирование (по точкам);

•слуховой диктант.


Более важным при подготовке к школе является подготовка мелкой моторики пальцев рук, развитие внимания, памяти. Подготовка руки к письму – процесс сложный.  Мелкая моторика должна быть хорошо развита, для того чтобы ребёнок мог держать ручку и карандаш, и не уставал так быстро.

Чтобы  преодолеть  трудности письма, необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят  огромную  пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук.  Формируют у него  художественный вкус,  развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...