«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В статье представлен материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»
«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,
а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».
Л.Н. Толстой
Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства. В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущеё учебной деятельности.
Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе: создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков, которые позволят ему легко войти в школьную жизнь, адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.
Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы:
- рисуют и лепят;
- учат стихи;
- наблюдают изменения в природе;
- знакомятся со счётом и буквами;
- поют;
- выполняют физические упражнения.
Практика показывает, что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.
Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.
Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.
Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий подготовка руки к письму в старшем дошкольном возрасте.
Игра является основной деятельностью ребёнка–дошкольника, потому систематизированные мною графические упражнения носят игровой характер. Выполняя их, дети становятся участниками увлекательной игры и тренировка руки происходит для них незаметно, интересно и весело.
Работа с детьми проводится во вторую половину дня с подгруппой детей и индивидуально в форме игровых упражнений.
Структура игры:
- Пальчиковая гимнастика.
- Ввод детей в игровой сюжет.
- Игровое задание.
- Выполнение задания детьми.
- Пальчиковая гимнастика.
ЗАДАЧИ | Развивать мелкую мускулатуру рук, зрительно-мышечную координацию движений, чувство ритма | |
Формировать графические навыки | ||
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги | ||
Развивать познавательные процессы: речь, мышление, память, внимание, восприятие, воображение | ||
Формировать произвольное поведение |
Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода
Постепенное усложнение
Системность и образовательного
последовательность материала
построения учебного процесса
Концентричность – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне
Работа с детьми делиться на 3 этапа:
Цель I этапа:
Развивать зрительно-ручную координацию, формировать умение, не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию по образцу.
Используются игры:
- «Дорожка до домика» (приложение № 1);
- «Узор на платочке» (приложение № 2);
- «Тематические картинки» (приложение № 3).
Цель II этапа:
Развивать зрительно-ручную координацию, формировать умения не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию без образца, учить ориентироваться на листе бумаги. В игровой форме, ребёнку предлагается заштриховать фигуру, дорисовать вторую половину предложенной картинки.
Используются игры:
- «Помоги зайчонку спрятаться» (приложение № 4);
- «Дорисуй шарфик для гномика» (приложение № 5);
- «Дорисуй картинку» (приложение № 6).
Цель III этапа:
Развивать зрительную ручную координацию, ритмическую организацию движений, уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Используются игры:
- «Весёлые картинки» (приложение № 7),
- «Нарисуй картинку по клеточкам» (приложение № 8),
- «Продолжи узор в полоске» (приложение № 9).
Результатом систематического использования игровых упражнений является хорошо развитая средняя и мелкая моторика руки, зрительно-ручная координация, сформированность пространственного представления, мышления, речи, памяти, произвольного поведения.
Для выявления уровня подготовки руки к письму проводиться диагностика сформированности мелкой мускулатуры рук и зрительно-ручной координации 2 раза в год (приложение № 10).
Результаты диагностики позволяют сделать вывод об уровне сформированности моторных навыков у каждого ребенка и наметить дальнейшую работу (приложение №11).
В настоящее время я разрабатываю систему игр и игровых упражнений по развитию моторных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ
Дидактические игры
Игровые упражнения
ФОРМЫ
РАБОТЫ
Пальчиковая гимнастика
Индивидуальная работа
Работа с подгруппой детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка руки дошкольника к письму"
В работе представлен отчет о работе по методической теме...
презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"
В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
Подготовка руки дошкольника к письму через занятия изо деятельностью
Подготовка руки дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. Подготовка руки ребёнка начинается с самого раннего детства и продолжается в течение...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по подготовке руки дошкольника к письму с детьми 5 – 6 лет «Широка страна моя родная»
Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют...
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...
Подготовка руки дошкольника к письму через нетрадиционные техники рисования
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной к...
Комментарии
«От пятилетнего ребёнка до
«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,
а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».
Л.Н. Толстой