Подводные камни раннего обучения грамоте и счёту
консультация
Данная статья раскрывает возможность нанесения вреда развитию дошкольника ранним обучением, не учитывающим сенситивные периоды развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvodnye_kamni_rannego_obucheniya_schyotu_i_gramote.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед родителями часто встаёт вопрос: «Надо развивать ребёнка в раннем возрасте или нет?». Конечно, детей надо развивать, детский мозг очень пластичен, и в раннем возрасте образуются нервные клетки, но стоит учитывать, что развивать надо соответственно возрасту. В других рекомендациях я уже выставляла материал, как развивать восприятие, внимание, память, речь в возрасте одного, двух и трёх лет. А вот учить ребёнка в раннем возрасте грамоте и счёту – дело не только не полезное, но даже опасное. Приведу отрывок статьи нейропсихолога Марины Николаевны Захаровой:
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И СЧЕТУ
Под ранним обучением здесь мы понимаем агрессивное обучение ребенка, которое несообразно его возрасту и возможностям, степени развития нервной системы. И в частности, функций головного мозга.
При обучении ребенок удерживается в статичной позе, а в раннем возрасте это замедляет процесс созревания пирамидных клеток мозга, участвующих в произвольных движениях. То есть когда маленький ребенок начинает активно осваивать пространство квартиры, родители, из-за беспокойства или по другим причинам, сажают его в ходунки или за столик, занимая дидактическими играми. Это снижает тоническую мышечную активацию (в будущем она важна для умения сохранять статическую позу), и как следствие, ухудшается общая активация. Изучая, «меряя» пространство шагами, маленький ребенок встраивает его в свою мышечную активность, что позволяет во взрослом возрасте, например, ощущать, сколько времени требуется на дорогу от дома до работы, не включая процесс мышления.
Кроме того, «обездвиживание» ребенка приводит к нарушению понимания ощущений от тела – когда расслаблен, когда в тонусе, как управлять своими мышцами, так как мышцы не включились вовремя в работу и не наработали свой тонический ресурс. Такие дети не чувствуют, какое усилие надо приложить, чтобы, например, открыть дверь, а на внутреннем уровне – не могут долго сидеть, сосредоточиваться.
Кора мозга впитывает абстрактную информацию в ущерб созреванию моторных функций (например, ребенок учится хорошо, запоминает информацию, но часто болеет, устает).
Обучение грамоте до 5,5 – 6 лет негативно влияет в последующем на скорость чтения, что связано со спецификой перекодирования образов в символы. Когда мы начинаем учить маленького ребенка чтению, то учим его узнавать буквы через картинки (У – уточка, З – змея и т.д.), а ребенок в силу своей физиологии (преобладание правого полушария над левым) запоминает именно образ (картинку). И когда ребенок начинает читать в школе, ему приходится тратить время на то, чтобы перекодировать информацию о зрительном образе на символ.
Освоение цифр в раннем периоде приводит к отчуждению (разделению) цифры и объекта, который в ней закодирован (цифра – это абстракция, взрослый человек понимает соотношение количества и числа, а ребенок часто считает механически, выучив цифры), и как следствие, к проблемам в решении задач и примеров с переходом через десяток, а иногда и просто с пересчетом объектов.
Раннее «агрессивное» обучение приводит к возникновению неврозов, психосоматических расстройств, моторной неловкости, эмоционального развития (аффективные вспышки, нужен ресурс левого полушария на взаимодействие с правым). У многих детей с такими проблемами весь ресурс уходит на «раннее обучение» - теряется контроль над своими эмоциями, эмоциональная незрелость, нарушения адаптации, сложности в общении с педагогами и одноклассниками), в результате дети не могут эффективно реализовать свой накопленный когнитивный потенциал.
Уважаемые родители, надеюсь. что этот материал был полезен и вы не будете торопиться с обучением грамоте и счёту ваших детей. Всё нужно делать соответственно возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подводные камни процесса формирования письменной речи
Семинар - практикум...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в подводное царство"
Конспект НОД по обучению грамоте по теме "Мир морей и океанов"....
Конспект по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и слов подводного мира» для детей старшей группы
Конспект НОД по обучению грамоте...
Авторская дидактическая игра по обучению грамоте "Подводный мир"
Данная игра поможет детям в игровой форме закрепить названия букв, звуков, составлять слова из букв, подбирать к звуковым схемам слова....
Использование камней Марблс в обучении грамоте детей дошкольного возраста
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе и в контексте преемственности дошкольного и начального школьного обр...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...
Технологическая карта НОД (игровые технологии с элементами использования технологии раннего обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Техкарта по обучению грамоте в группе компенсированной направленности. Представлены игровые приемы обучения чтению и звуковому анализу слова....