«Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах»
консультация

Скрипник Олеся Алексеевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx302.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Психофизиологические особенности

дошкольников и поведение их на дорогах»

 

Маленькие дети создают на дорогах большие проблемы. Их реакция на складывающуюся дорожную ситуацию непредсказуема для взрослых, которые или забыли, или никогда не знали важные для безопасного поведения психофизиологические особенности организма малышей. Например, водитель предполагает, что шум его автомобиля воспринимается пешеходом. Но водитель часто упускает, что взрослые ориентируются по звуку и определяют его источник, а дошкольник часто этого сделать не может из-за особенностей восприятия происходящего.

К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и их поведение на дороге, можно отнести:

 
- Функциональное состояние организма в определенный момент
- Возраст ребенка
- Индивидуальные физиологические и психические особенности ребенка
- Воспитание


Эмоциональная нестабильность, невротические расстройства влекут за собой повышенную двигательную активность, отвлекаемость и увеличивают риск несчастных случаев в ДТП с такими детьми. Однако и в организме здорового ребенка каждый миг происходят какие-либо изменения.


Также необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуациях.
К  основным можно отнести: восприятие, внимание, мышление, познавательная активность, самоконтроль, глазомер, слух и другие особенности нервной системы. Самое главное качество, которое требуется от всех участников дорожного движения – внимание. Благодаря вниманию появляется возможность успешно выполнить действие в результате активации и согласованности различных психических функций. Однако внимание очень неустойчиво. Все, что окружает ребенка в данный момент, может отвлечь его внимание. Ребенок может не услышать шума приближающейся машины только из-за отсутствия у него постоянного внимания, хотя слуховая чувствительность уже  

сформирована на достаточном уровне.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить сообразительность и скорость принятия решения, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Таким образом, образуется замкнутый круг: тем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее  принимает решение. Ставя ребенка в такое положение, мы рискуем получить очередное ДТП.


Таким образом, мы не можем предоставлять ребенку - дошкольнику самому решать дорожные проблемы. Рядом должен находиться взрослый.  Другим выходом из этой ситуации может быть только идеальная система формирования навыков безопасного преодоления  проезжей части улицы. Эта система должна включать воспитательные приемы, основанные на знаниях индивидуально - типологических свойств личности ребенка.

Например, для развития подвижности нервных процессов, предлагают следующие упражнения:
Дети идут медленно, затем, по сигналу переходят на бег и опять на медленную ходьбу. Сигнал – словесная команда или смена темпа музыкального сопровождения.

Дети спокойно сидят или стоят и по команде  прыгают на одной ножке или хлопают в ладоши.

Игра «Медведь и девочка» строится на резком переходе из состояния покоя к быстрому движению.

Дети во время выполнения движений замирают по сигналу в определенной позе.

Во время бега дети останавливаются по сигналу.

Игра: одни дети – водители (быстро бегут), другие пешеходы (медленно идут). По сигналу светофора дети должны резко остановиться. Пешеходы меняются ролью с водителями. Желательно выделять медлительных детей в отдельную группу и уделять им больше времени для этих упражнений.

 

    Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города – очень важная проблема. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши всё равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.

    Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

   В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей! Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее – наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых. Лихо, давя на газ за рулем своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твердо усвоить силу собственного примера.

Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

C:\Users\Олеська\Downloads\1660734305_1-flomaster-club-p-kartinki-bezopasnost-detei-na-doroge-krasi-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах

Необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуаци...

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах

В данной статье рассматриваются основные направления и формы работы педагогами по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация для педагогов "Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста"

Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста...

Консультация "Психофизиологические особенности дошкольников и их поведение на дороге"

Французский психолог М. Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники зв...

Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах».

Цель: Привлечь внимание родителей к проблемам детского дорожного травматизма. Разъяснить им: как надо развивать внимание ребенка; как развивать у детей ориентировку в пространстве....