Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах
консультация на тему
Необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуациях. К основным можно отнести: восприятие, внимание, мышление, познавательная активность, самоконтроль, глазомер, слух и другие особенности нервной системы. Самое главное качество, которое требуется от всех участников дорожного движения – внимание. Благодаря вниманию появляется возможность успешно выполнить действие в результате активации и согласованности различных психических функций. Однако внимание очень неустойчиво. Все, что окружает ребенка в данный момент, может отвлечь его внимание. Ребенок может не услышать шума приближающейся машины только из-за отсутствия у него постоянного внимания, хотя слуховая чувствительность уже сформирована на достаточном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhofiziologicheskie_osobennosti_doshkolnikov_i_povedenie_ikh_na_dorogakh.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах
Маленькие дети создают на дорогах большие проблемы. Их реакция на складывающуюся дорожную ситуацию непредсказуема для взрослых, которые или забыли, или никогда не знали важные для безопасного поведения психофизиологические особенности организма малышей. Например, водитель предполагает, что шум его автомобиля воспринимается пешеходом. Но водитель часто упускает, что взрослые ориентируются по звуку и определяют его источник, а дошкольник часто этого сделать не может из-за особенностей восприятия происходящего.
Правила составлены взрослыми для себя. Эти правила мало считаются с особенностями детей. Призывы к детям «Будь внимателен» цели не достигают из-за своей неопределенности. Призыв к водителям «Осторожно, дети» малоэффективен из-за того, что его игнорирование не наказуемо.
К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и их поведение на дороге, можно отнести:
- Функциональное состояние организма в определенный момент
- Возраст ребенка
- Индивидуальные физиологические и психические особенности ребенка
- Воспитание
Эмоциональная нестабильность, невротические расстройства влекут за собой повышенную двигательную активность, отвлекаемость и увеличивают риск несчастных случаев в ДТП с такими детьми. Однако и в организме здорового ребенка каждый миг происходят какие-либо изменения.
Также необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуациях. К основным можно отнести: восприятие, внимание, мышление, познавательная активность, самоконтроль, глазомер, слух и другие особенности нервной системы. Самое главное качество, которое требуется от всех участников дорожного движения – внимание. Благодаря вниманию появляется возможность успешно выполнить действие в результате активации и согласованности различных психических функций. Однако внимание очень неустойчиво. Все, что окружает ребенка в данный момент, может отвлечь его внимание. Ребенок может не услышать шума приближающейся машины только из-за отсутствия у него постоянного внимания, хотя слуховая чувствительность уже сформирована на достаточном уровне.
Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить сообразительность и скорость принятия решения, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Таким образом, образуется замкнутый круг: тем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Ставя ребенка в такое положение, мы рискуем получить очередное ДТП.
Таким образом, мы не можем предоставлять ребенку - дошкольнику самому решать дорожные проблемы. Рядом должен находиться взрослый. Другим выходом из этой ситуации может быть только идеальная система формирования навыков безопасного преодоления проезжей части улицы. Эта система должна включать воспитательные приемы, основанные на знаниях индивидуально - типологических свойств личности ребенка.
Например, для развития подвижности нервных процессов, предлагают следующие упражнения:
Дети идут медленно, затем, по сигналу переходят на бег и опять на медленную ходьбу. Сигнал – словесная команда или смена темпа музыкального сопровождения.
- Дети спокойно сидят или стоят и по команде прыгают на одной ножке или хлопают в ладоши.
- Игра типа «Медведь и девочка» строится на резком переходе из состояния покоя к быстрому движению.
- Дети во время выполнения движений замирают по сигналу в определенной позе.
- Во время бега дети останавливаются по сигналу.
- Игра: одни дети – водители (быстро бегут), другие пешеходы (медленно идут). По сигналу светофора дети должны резко остановиться. Пешеходы меняются ролью с водителями. Желательно выделять медлительных детей в отдельную группу и уделять им больше времени для этих упражнений.
Для решения проблемы предупреждения детского дорожного травматизма невозможен стандартный рецепт. Одно бесспорно – необходимо творчество на базе знаний закономерностей психофизиологического развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психофизиологические особенности дошкольников и поведение на дорогах
Консультация психолога...
Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах
В данной статье рассматриваются основные направления и формы работы педагогами по обучению детей правилам дорожного движения....
Консультация для педагогов "Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста"
Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста...
Консультация "Психофизиологические особенности дошкольников и их поведение на дороге"
Французский психолог М. Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники зв...
Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах».
Цель: Привлечь внимание родителей к проблемам детского дорожного травматизма. Разъяснить им: как надо развивать внимание ребенка; как развивать у детей ориентировку в пространстве....