Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах».
консультация (младшая группа)

Шепелева Галина Михайловна

Цель: Привлечь внимание родителей к проблемам детского дорожного травматизма. Разъяснить им: как надо развивать внимание ребенка; как развивать у детей ориентировку в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области

                                                                                   

Консультация для родителей

«Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах»

C:\Users\user\Downloads\e292b4490fc53b9e32d7df2c01cfdc2e-800x.jpg

Воспитатель: Шепелева Г.М.

2022 г.

Маленькие дети создают на дорогах большие проблемы. Их реакция на складывающуюся дорожную ситуацию непредсказуема для взрослых, которые или забыли, или никогда не знали важные для безопасного поведения психофизиологические особенности организма малышей. Например, водитель предполагает, что шум его автомобиля воспринимается пешеходом. Но водитель часто упускает, что взрослые ориентируются по звуку и определяют его источник, а дошкольник часто этого сделать не может из-за особенностей восприятия происходящего.https://s10012.edu35.ru/images/phocagallery/avatars/1.jpg

Правила составлены взрослыми для себя. Эти правила мало считаются с особенностями детей. Призывы к детям «Будь внимателен» цели не достигают из-за своей неопределенности. Призыв к водителям «Осторожно, дети» малоэффективен из-за того, что его игнорирование не наказуемо.

К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и их поведение на дороге, можно отнести:
- Функциональное состояние организма в определенный момент
- Возраст ребенка
- Индивидуальные физиологические и психические особенности ребенка
- Воспитание

Эмоциональная нестабильность, невротические расстройства влекут за собой повышенную двигательную активность, отвлекаемость и увеличивают риск несчастных случаев в ДТП с такими детьми. Однако и в организме здорового ребенка каждый миг происходят какие-либо изменения.

Также необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики

особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуациях. К  основным можно отнести: восприятие, внимание, мышление, познавательная активность, самоконтроль, глазомер, слух и другие особенности нервной системы. Самое главное качество, которое требуется от всех участников дорожного движения – внимание. Благодаря вниманию появляется возможность успешно выполнить действие в результате активации и согласованности различных психических функций. Однако внимание очень неустойчиво. Все, что окружает ребенка в данный момент, может отвлечь его внимание. Ребенок может не услышать шума приближающейся машины только из-за отсутствия у него постоянного внимания, хотя слуховая чувствительность уже сформирована на достаточном уровне.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить сообразительность и скорость принятия решения, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Таким образом, образуется замкнутый круг: тем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее  принимает решение. Ставя ребенка в такое положение, мы рискуем получить очередное ДТП.

Таким образом, мы не можем предоставлять ребенку - дошкольнику самому решать дорожные проблемы. Рядом должен находиться взрослый.  Другим выходом из этой ситуации может быть только идеальная система формирования навыков безопасного преодоления  проезжей части улицы. Эта система должна включать воспитательные приемы, основанные на знаниях индивидуально - типологических свойств личности ребенка.

Например, для развития подвижности нервных процессов, предлагаются следующие упражнения:
1. Дети идут медленно, затем, по сигналу переходят на бег и опять на медленную ходьбу.

2. Дети спокойно сидят или стоят и по команде  прыгают на одной ножке или хлопают в ладоши.

3. Дети во время выполнения движений замирают по сигналу в определенной позе.

4. Во время бега дети останавливаются по сигналу.

C:\Users\user\Downloads\e292b4490fc53b9e32d7df2c01cfdc2e-800x.jpg

Для решения проблемы предупреждения детского дорожного травматизма невозможен стандартный рецепт. Одно бесспорно – необходимо творчество на базе знаний закономерностей психофизиологического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила безопасного поведения ребенка на дороге"

Вопрос безопасного поведения ребенка на дороге является наиболее актуальной и неотъемлемой частью современной жизни. Родители должны обучить ребенка основным правилам безопасности на дороге и следить,...

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах

Необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуаци...

Консультация работа воспитателя по безопасности поведения ребенка на дороге

Консультация работа воспитателя по безопасности поведения ребенка на дороге...

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах

В данной статье рассматриваются основные направления и формы работы педагогами по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация "Психофизиологические особенности дошкольников и их поведение на дороге"

Французский психолог М. Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники зв...