ноябрь 2024 г. КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА – КАК ЗАЛОГ ЕГО БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ»
консультация (младшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

в помощь педагогам и родителям детей раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyaword.docx140.96 КБ

Предварительный просмотр:

     Значимость периода адаптации ребенка к новым условиям детского сада и новому коллективу огромна и, прежде всего, для его личностного развития. Ведь от того, насколько удачно и эффективно для него пройдёт данный период, и будет зависеть его последующее желание посещать детский сад, желание общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми (педагогами), желание участвовать в игровой и познавательной деятельности.  Как правило, большинство детей, поступающих в детский сад, обладают слабым типом нервной системы, иммунитетом, физическим развитием. Для них характерны: эмоциональная лабильность (неустойчивость), высокий уровень тревожности, наличие большого количества страхов (как возрастных, так и патологических), неуверенность в себе, негативизм, упрямство, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, частая заболеваемость. Почему именно эмоциональное благополучие мы ставим во главу угла, говоря об успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению?

Данный факт связан, прежде всего, с тем, что нервная система дошкольника находится в периоде становления, созревания. Приходя в детский сад, ребенок попадает под влияние различных факторов: как положительно окрашенных, так и травмирующих. Что в свою очередь сказывается на состоянии его нервной системы, а это отражается на его эмоциональном состоянии. В то же время эмоции напрямую связаны с физическим состоянием ребенка дошкольника, особенно раннего и младшего школьного возраста (1,5-4 года). То есть, хорошее эмоциональное состояние ребенка залог его физического здоровья ( как психосоматический фактор) и ,соответственно, успешной адаптации в детском саду.

Что же конкретно может негативно повлиять на успешную адаптацию:

-        отрыв от семьи;

-        страх перед незнакомым взрослым;

-        страх перед другими детьми;

-        новый режим дня;

Влияние этих факторов сильнее сказывается на детях, которые впервые стали посещать детский сад. Данная категория детей отличается высокой степенью привязанности к матери или другим членам семьи. Поэтому свой приход в детский сад они рассматривают как отрыв (как правило, насильственный) от матери. В связи с этим у детей повышается уровень тревожности, появляются характерные для данной ситуации страхи («А вдруг про меня забудут и не заберут», «А может я здесь, потому что плохо себя вёл», «Наверное, они не любят

Уважаемые родители, помните, как бы ни складывался период адаптации ребенка в детском саду, все находится в Ваших руках! Команда педагогов и специалистов детского сада всегда будет с Вами рядом, а при необходимости придет на помощь и поддержит Вас и ваших малышей!

Удачи!

меня больше» и пр.).

Они становятся более плаксивыми, раздражительными, подавленными, замкнутыми. Как правило, такие дети очень тяжело расстаются с матерью, плачут, долго не могут успокоиться.

В данной ситуации педагогам и родителям необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы облегчить период адаптации детей к детскому саду и сделать его более

комфортным, гармоничным и безболезненным для каждого ребёнка. По наблюдениям специалистов средний срок адаптации п римерно составляет 1-2 месяца и включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка, которые завися от:

-психофизиологических и личностных особенностей;

-конкретного характера семейных отношений и воспитания;

-условий пребывания в детском саду.

Что же необходимо, для того, чтобы ребенок успешно и безболезненно адаптировался в дошкольном учреждении, как сделать его эмоциональную жизнь в этот период комфортной, положительно окрашенной.

Педагогам и родителям непременно нужно соблюдать алгоритм постепенного вхождения в детский сад. Этот алгоритм состоит из семи шагов. Продолжительность каждого шага алгоритма индивидуальна в зависимости от степени адаптации ребенка:

1-й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

2-й шаг - приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3-й шаг - ребенок остается один на 1-2 ч. во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

4-й шаг - завтракает в присутствие родителей и остается один на 2-3 ч.;

5-й шаг - ребенок остается один с завтрака до обеда;

6-й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7-й шаг - ребенок остается один на целый день.

Личность педагога - важный фактор в формировании эмоционального климата для вновь поступивших детей. Поскольку этот человек ранее был незнаком ребёнку, то ребёнок не знает, что можно ожидать от него: какой он, как он будет относиться к нему, не обидит ли. В этот период дети максимально внимательны к личности педагога. Они наблюдают за ним в различных ситуациях, изучают его по-своему. В данном случае ребёнка можно сравнить с копилкой, в течение достаточно длительного времени он собирает эпизоды различных эмоционально окрашенных событий, и, если в его памяти преобладают отрицательно эмоционально окрашенные воспоминания.

Не менее важно для ребёнка адаптироваться и к новому режиму дня, и тем требованиям, которые предъявляются детям в детском саду.

Наиболее часто трудности возникают в выполнении режимных моментов, а также в реализации навыков самообслуживания. Поскольку у многих детей данные навыки до конца не сформированы, а также разные темпы деятельности, медлительным будет очень сложно успевать за более быстрыми своими товарищами. В результате этого возможно появления отрицательного отношения к отдельным режимным моментам (например, прогулка, прием пищи, сон). Отрицательное отношение - это отрицательный эмоциональная реакция. Это нормальная реакция и связана она, прежде всего с тем, что до прихода в детский сад многие дети находились дома, и режим дня у них был достаточно условным, поэтому выполнение режима дня для них весьма затруднено.

Чтобы сделать эмоциональный фон положительным, то есть изменить отношение ребенка к ситуации, необходимо постепенно приучать малыша к режиму детского сада в домашних условиях, обучать навыкам самообслуживания, эмоционально и словесно поддерживать его успехи и самостоятельность. А в дальнейшем строго соблюдать режим, как дома, так и в детском саду. Ведь это залог здоровья и успешного развития малыша. Ну, и конечно, нельзя не сказать об эмоциональном состоянии и благополучии самих родителей. Ведь именно от того, в каком эмоциональном состоянии находятся родители, зависит эмоциональное состояние их ребенка. Научно доказано, что дети «считывают» плохое настроение своих близких, неуверенность, страхи и другие проявления эмоций. Родителей можно понять, они сами находятся в стрессовой ситуации, когда их ребенок впервые идет в детский сад, и скрыть данное беспокойство бывает очень трудно. Но в из руках главное оружие - это любовь к своему ребенку, собственная сформировавшаяся устойчивая нервная система, жизненный опыт и знание детской психологии, которое они могут получить (стоит только захотеть).

И, конечно, терпение, которое обернется таким вознаграждением, как успешный, здоровый и радостный ребенок, который с удовольствием идет в детский сад!

Родители обязательно спросят, что же делать, если все пошло не так гладко, как хотелось? На этот случай у Вас всегда есть выбор:

-консультация педиатра (может назначить мягкие седативные препараты);

-консультация психолога;

-отложить поход в детский сад до момента, когда ребенок окрепнет физически и эмоционально и подготовить его к детскому саду.

C:\Users\Gygabyte\Desktop\КАРТИНКА.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ

НА ТЕМУ:

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА – КАК ЗАЛОГЕГО БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ»

Подготовила Ливашова Ф.М.

2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе по теме: "Эмоциональное благополучие ребёнка"

   Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.     Задачи: привлечь роди...

Родительское собрание Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка"

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка"...