Консультация "Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в детском саду"
консультация (младшая группа)

Путяшева Екатерина Сергеевна

Консультация для педагогов "Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_dlya_pedagogov.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка

как залог его успешной адаптации в детском саду

Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Детство - это время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Поэтому одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального  благополучия.

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта, благополучия ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Что такое эмоциональное благополучие?

 «Эмоциональное благополучие» ребенка – это  устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных биологических и социальных потребностей.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Последствия психологического дискомфорта для ребенка:

- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

- переход психологических переживаний в соматическое расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (инстинкт самосохранения организма)

- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Составляющие эмоционального благополучия

1. Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты.

Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

2. Ребенок с раннего возраста как «губка» впитывает в себя эмоционально-нравственный опыт семьи: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения с окружающими его детьми и взрослыми.

Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.

3. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием его развития. Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить».

4. Начиная с 4-х летнего возраста, сверстник становиться более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как инициатива, независимость, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.

5. Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также нервно-психическом состоянии детей.

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в ДОУ:

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

  1. Взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является  эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними.

Воспитатель должен говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает.

Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

  Физический контакт  прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

 Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.

  1. Оформление  интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы). 
  2. Стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической  нагрузки. 
  3. Эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Приведем  несколько  игр,  способствующих  оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка:

1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры – создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3.  Игры  на  преодоление  негативных  эмоций.  Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

6.Эмоциональные паузы.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических  мероприятий  (водные  закаливающие процедуры). Так же в своей работе можно применять элементы  арт-терапии, арт-терапия - это способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. К ней относится: цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

Цветотерапия - метод психологической коррекции при помощи цвета. Цветотерапия, несомненно, способствует:

- улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

- стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

- приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. 
Поэтому старайтесь  создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Сказкотерапия. Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Необходимо выполнять следующие условия:

При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога, наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами. Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Музыкотерапия - одно из направлений арт-терапии, помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта.

Сеанс "Доброго сна" – колыбельная, это музыка с медленным темпом и четким ритмом. Гиперактивным детям этот сеанс успокаивает нервную систему.

Сеанс "добра" - это сеанс содержит музыкальные композиции из старых добрых мультфильмов, музыкально-литературные композиции по сказкам, где звучат голоса сказочных персонажей, песни.

Сеанс "Наши друзья" - подборка песен о наших маленьких друзей - животных и насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся".

Сеанс "Улыбки". В этом сеансе собраны веселые, яркие, мажорные песни. Эти песни создают позитивное настроение, придают ощущение радости, веру в добро.

 Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому нужен комплексный подход к этой проблеме: семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей не только для воспитателей, но и для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Рекомендации родителям для успешной адаптации к детскому саду

Процесс привыкания к новому периоду в жизни ребенка довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма, а так как адаптивные возможности малыша ограничены, ...

"Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду"

Опыт работы по теме: Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду....

"Условия для успешной адаптации в детском саду"

Консультация для родителей группы раннего возраста....

Успешная адаптация в детском саду

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:«Условия для успешной адаптации к детскому саду» Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт ко...

Игры для успешной адаптации в детском саду

В вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад — новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну — это не только фи...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...