Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка"
консультация по обж
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка «Аленушка» - детский сад № 3»
Город Воронеж, ул. Куцыгина 37
Консультация для воспитателей
«Эмоциональное благополучие ребенка».
Выполнила:
Комбарова Т.Ю.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности воспитателя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир. У ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка
свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку
нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности
для нас, взрослых.
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого
ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
- быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
- наличие «семейных альбомов»;
- «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
- разумная занятость детей;
- применение физкультминуток во время занятий;
- наличие традиций в группе;
- часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
- проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
- демократичный стиль общения педагога – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
Соблюдение педагогом принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
- организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
- контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
- организация взаимодействия со взрослыми: использование игр-забав, игр-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки;
- построение организованно – образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
-свободный выбор ребенком деятельности,
-свободное выражение своих чувств и мыслей,
- самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)
- формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу воспитания ребенка, непосредственного вовлечения их в жизнь детского сада.
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть своего времени. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:
- для детей 4-5 лет - "дерево эмоций", на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;
- старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.
В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психолгического благополучия ребёнка"
О роли семьи в сохранении психологического здоровья ребёнка, формировании адекватной самооценки и низкого уровня тревожности....
Консультация для родителей "Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье"
В данном материале рассмотрены основные аспекты начального воспитания детей в семье....
«Эмоциональное благополучие ребёнка» Консультация для родителей
laquo;Эмоциональное благополучие ребёнка»Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семье»
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, призна...
Консультация для воспитателей, эмоциональное благополучие ребёнка
Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ...
"Эмоциональное благополучие ребёнка". Консультация для родителей.
Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат- появление неврозов. де...
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ".
Методические рекомендации педагогам детей дошкольного возраста "Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду"....