«Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
консультация

Эмоции и чувства играют важную роль в жизни каждого ребенка, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_tnr_lebedeva.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.10

Тел. 541-90-32, факс: 8-495-549-04-77, e-mail: vidnoe.school7@yandex.ru

ОКПО 45679207, ОГРН 1035000908909, ИНН 5003021551, КПП 500301001

Консультация для родителей детей с ТНР

«Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения

у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

Подготовила:

педагог-психолог

Лебедева С.Б.

Видное, 2024 г.

Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у детей

дошкольного возраста с нарушением речи

     Эмоции и чувства играют важную роль в жизни каждого ребенка, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

      В дошкольном возрасте (3-7 лет) проявляются следующие особенности формирования эмоциональной-волевой сферы и поведения дошкольников:

- более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

- эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действие - эмоция;

- эмоциональные процессы более управляемые;

- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым).    При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

- аффект - первое звено в цепочке, реакций;

- происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

- самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

- соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

- появляется способность оценивать свое поведение.

     Н. И. Гуткина отмечает, что достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы и поведения – это важная сторона психологической готовности к школе.

Следовательно, важнейшую роль в развитии личности дошкольника играет формирование эмоционально-волевой сферы и поведения.

     Л. И. Божович связывает возникновение воли:

1) с развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

2) установлением отношения между целью действий и их мотивом;

3) возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий.

      Можно выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной-волевой сферы дошкольника: расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики.

     К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение, раздражительность.

     Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:

1. Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

2. Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

      Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо

значимой для него группой - семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным.

     Детям с речевыми нарушениями особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, агрессии, удивления. Многие дети с недоразвитием речи не умеют адекватно выразить свое эмоционально- смысловое содержание высказывания. При определении и назывании эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с нарушениями речи могут смешивать различные эмоции: гнев, страх, агрессию, удивление. Однако, они точно могут определить

радость и удовольствие. Дети с недоразвитием речи меньше употребляют эмоциональную лексику в устной речи, чем дети с нормальным речевым развитием.

     Почти у всех дошкольников с нарушением речи наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, нетерпимость, расторможенность.

     Личность ребенка с нарушением речи формируется с большими отклонениями как в сроках, так и в темпах развития, а также весьма отличается по содержанию личностных компонентов. Прежде всего, у детей отмечается слабость, развитая волевых процессов. К началу дошкольного возраста у ребенка с нарушением речи поведение носит характер непроизвольного, «полевого». В общей совокупности многообразных черт личности ребенка существенное место принадлежит эмоциям и чувствам, которые оказывают

влияние на любое проявление детской активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность ребенка, психологически действенными они становятся только тогда, когда начинают проникать в сферу эмоциональных отношений.

      В развитии эмоций и чувств у детей дошкольного возраста с нарушением речи важную роль играет социальное окружение и благоприятные условия, созданные для ребенка: ребенок с расстройством речи в большей степени зависит от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. При сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера ребенка: замкнутости, раздражительности, негативизму, бурным эмоциональным срывам, к страхам, переживаниям и тревоги. Также наблюдается апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания, незаинтересованность. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если окружающие его люди на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи бестактными замечаниями, стараясь всячески его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Дефект накладывает отпечаток на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений со средой являются реакции дезадаптации. Под реакциями дезадаптации понимаются относительно кратковременные психогенные расстройства, возникающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушающие нормальное приспособление к условиям жизни в социуме.

      Одним из наиболее значимых личностных проявлений любой формы психической дезадаптации – тревожность и страх. Это интегральное неспецифическое субъективное отражение неблагополучия личности. Есть два основных вида тревожности.

      Первый вид – это ситуативная тревожность, порождённая конкретной

ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство у ребенка. Такое состояние может возникнуть у любого ребёнка в ожидании возможных неприятностей и жизненных осложнений. Аномальным является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьёзных обстоятельств показывает беспечность и безответственность, которые часто указывают на недостаточную сформированность самосознания.

     Второй вид – это личностная тревожность, когда ребенок склонен к постоянной тревоге, переживанию в различных ситуациях, в том числе те, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчётного страха перед неопределённым чувством угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

     У беспокойных дошкольников наблюдается повышенная чувствительность, низкая самооценка, они тревожны и раздражительны, они постоянно ожидают неприятностей со стороны окружающих его людей.

     Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто

отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Вне занятий это активные, общительные и непосредственные дети. На занятиях они скованны и напряжены, речь их может быть, как очень быстрой, торопливой, так и медленной, затруднённой. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребёнок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет, перебирают пальцами. Беспокойные дети часто имеют плохие привычки невротического характера. Манипуляции с собственным телом уменьшают эмоциональное напряжение и успокаивают. В самых тяжёлых случаях у ребёнка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и

серьёзно препятствует исправлению дефекта.

      Таким образом, эмоционально-волевая сфера и поведение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в целом характеризуется негативным отношением к речевому общению в социуме, иногда аффективными реакциями на непонимание словесных инструкций или невозможностью высказать свои пожелания и мнение; выраженным негативизмом; агрессивностью, раздражительностью, нетерпеливостью, драчливостью, конфликтностью; повышенной впечатлительностью; чувством угнетенности и тревоги, состоянием дискомфорта; повышенной обидчивостью, ранимостью.

      Итак, к концу дошкольного возраста эмоционально-волевое развитие дошкольника должно быть на достаточно высоком уровне для успешного обучения ребенка в школе, что очень важно для детей с нарушением речи.

      Психология располагает достаточно большим арсеналом методов для коррекции

нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения дошкольников с нарушением речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры - это сюжетно-ролевая игра.

     Из раскрытия понятия игры ведущими педагогами и психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает, как самостоятельная развивающая деятельность детей разных возрастов. В игре дети познают окружающий мир.

2. Игра – это первая ступень деятельности ребёнка, изначальная школа его

поведения.

3. Игра есть практика развития. Дети развиваются, играя.

4. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,

разум и творчество.

5. Игра – это главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы

межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений детей.

      Итак, в игре начинают развиваться произвольное поведение ребенка,

произвольное внимание, воображение, мышление и память. Только в процессе игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

      Таким образом, дошкольники, имеющие нарушение речи, отличаются

специфическими особенностями развития эмоционально-волевой, познавательной сферы.

Литература:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 2007. 283 с.

2. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. М.: Просвещение, 2005. 294 с.

3. https://rosprosvet.ru/material/pub_27669/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

Особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи.

В помощь специалистам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи....

Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»

Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»...

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....

Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общен...

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...